Дети в семье — это самое дорогое, что у нас есть. Эта статья затронет тему: Дети в семье от рождения до подросткового возраста. Книга — Думай и Богатей !
В чём нуждаются дети в семье?
С первых минут появления на свет малышу необходима нежность, любящая забота и ласковые прикосновения. По мнению некоторых врачей, именно первые 12 часов жизни новорожденного являются решающими.
Как утверждают педиатры, все, что необходимо матери и ребенку, и все, чего они желают в первые минуты после родов, — это не сон и не еда, а возможность нежно прижаться друг к другу, ощутить радость прикосновения, посмотреть друг другу в глаза и услышать родной голос.
Родители ощущают естественную потребность брать ребенка на руки, обнимать его, ласкать, прижимать к себе. Благодаря этому у младенца развивается тесная привязанность к родителям, и он начинает отвечать на их знаки внимания. Узы, объединяющие родителей и детей, настолько крепки, что побуждают родителей идти на большие жертвы ради своего чада и без устали заботиться о его благополучии.
Без родительской любви младенец может буквально зачахнуть и умереть. В связи с этим некоторые врачи считают, что ребенка важно отдавать матери сразу же после родов. Они советуют не прерывать первое общение матери и ребенка и позволить им побыть наедине друг с другом по меньшей мере 30—60 минут.
Несмотря на распространенность этого мнения, в некоторых больницах обеспечить такое ранее общение бывает довольно трудно, а порой даже невозможно. Нередко ребенка забирают от матери сразу же после родов, стараясь предохранить его от инфекции.
Однако, по некоторым данным,вероятность возникновения смертельных инфекций уменьшается, когда новорожденный остается с матерью. Сегодня все больше больниц создает условия для того, чтобы сразу же после родов позволить матери и ребенку подольше побыть вместе наедине.
Первые впечатления
Некоторые матери не испытывают эмоциональной привязанности к своему малышу, когда они видят его первый раз. Возможно, они даже боятся, что не
смогут полюбить его. Надо признаться, что не все матери полюбили своих малышей с первого взгляда. Но беспокоиться не стоит.
Даже если материнская любовь, образно говоря, запаздывает, она может пробудиться позже. И все же, если вы ждете ребенка и испытываете беспокойства, было бы мудро заранее поговорить с акушером. Скажите ему о том, когда и сколько времени вы хотите побыть с малышом после родов.
Возрастные периоды
По всей видимости, существуют определенные возрастные периоды, во время которых ребенок обладает особой чувствительностью к тем или иным
раздражителям. Но такой период длится лишь определенное время.
Например, в раннем возрасте ребенок очень быстро осваивает язык и даже не один. Однако примерно к пяти годам этот наиболее благоприятный период для овладения речью, очевидно, заканчивается. После 12—14 лет изучение языков, как правило, дается ребенку с большим трудом.
Но как маленьким детям удается овладеть этим выдающимся искусством — способностью говорить,— которое столь необходимо для их дальнейшего
умственного развития? Главным образом через устное общение с родителями.
Младенцы обладают особой чувствительностью к звукам, которые издает
человек. Ребёнок подражает голосу своей матери. Но интересно, что дети подражают не всем звукам. Ребёнок, никогда не станет подражать скрипу колыбельки, в которой убаюкивает его мама.
Во всех странах и народах манера общения родителей со своими малышами очень похожа. Когда ребенок слышит нежный голос матери или отца, его сердце начинает учащенно биться. Считается, что такое ласковое общение помогает ребенку быстрее связать слова с понятиями, которые они обозначают. Не говоря ни слова, малютка просит: Поговори со мной!
Эмоциональная привязанность
Было установлено, что приблизительно в первый год жизни у младенца развивается особая эмоциональная привязанность к тому, кто о нем заботится, как правило, к матери. Если их привязанность друг к другу достаточно крепкая, ребенку впоследствии будет легче ладить с окружающими по сравнению с теми детьми, у которых отсутствовала подобная близость с матерью.
Считается, что такая привязанность ребёнка к матери должна сформироваться до трех лет. Но что, если ребенок не получит необходимого внимания в этот решающий период, когда его мозг наиболее восприимчив к влиянию извне?
Вот что по этому поводу говорит специалист в этой области, которая в течение 20 лет наблюдала 267 матерей и их детей: Недостаток внимания медленно, но верно разрушает душевное равновесие ребенка, отбивая у него всякое желание и потребность общаться с другими людьми и знакомиться с окружающим миром.
Желая наглядно показать, к каким серьезным последствиям приводит недостаток эмоционального общения один психиатр детской больницы сказал: Если бы меня спросили, что было бы страшнее для шестимесячного ребенка: сломать ему все кости или в течение двух месяцев игнорировать его эмоциональные потребности, я бы сказал, что первое было бы для него более гуманным. Почему?
Как считает психиатр, кости могут срастись, но вот если ребенка на два месяца лишить важнейшей стимуляции деятельности мозга, это навсегда нарушит его мозговые функции. Не все согласятся с тем, что вред в этом случае столь непоправим. И все же, как показывают научные исследования, положительная эмоциональная среда крайне необходима для полноценного развития ребенка.
Как говорится в одной книге, по сути дети готовы любить и желают быть любимыми. Часто, когда малыш плачет, он тем самым умоляет родителей: Посмотрите на меня! В ответ родителям важно проявлять нежность. Тогда ребенок будет знать, что он способен сообщить другим о своих потребностях. Так он приобретает первые навыки общения с окружающими.
А не избалую ли я своего ребёнка?
Возможно, вы спросите: А не избалую ли я своего ребенка, если каждый раз буду откликаться на его плач? Да, такое может случиться. На этот счет существуют различные мнения. И поскольку у каждого ребенка свои особенности, родители должны сами решить, как лучше всего действовать в этом случае.
Тем не менее, как показывают недавние исследования, если младенец голоден, испытывает дискомфорт или расстроен, системы, реагирующие на стресс, начинают вырабатывать в его организме гормоны стресса. Свои неприятные ощущения ребенок выражает плачем.
Считается, что, если родители откликаются и удовлетворяют потребности малыша, они тем самым содействуют формированию в мозге ребёнка клеточных связей, которые помогут ему научиться самому успокаивать себя.
По словам педиатра, у малышей, которые не обделены заботой и вниманием, уровень гормона стресса (кортизола) значительно меньше. И даже когда такой малыш чувствует беспокойство, стресс-реакция проходит у него намного быстрее.
Кроме того, малыши, на плач которых быстро отзывались, особенно в первые 6—8 месяцев, плакали гораздо меньше, чем те, которые оставались безутешными. Но не стоит реагировать на плач ребенка одинаково. Если при каждом крике вы начинаете его кормить или брать на руки, вы легко можете его избаловать.
Иногда достаточно просто показать, что вы услышали его плач, сказав ему несколько слов; или подойти к малышу и шепнуть ему что-нибудь ласковое на ушко. Его также можно успокоить, если погладить по спинке или животику.
Обязанность детей плакать,— гласит одна восточная пословица. Плач для малыша — это основная возможность сообщить другим, чего он хочет. Как бы вы себя чувствовали, если бы все ваши просьбы постоянно игнорировались? А что будет чувствовать ваш малыш — совершенно беспомощный,— если все его призывы остаются незамеченными? Но кто должен отзываться на его плач?
Кто должен заботится о ребёнке?
Как показал недавний опрос, за 54 процентами детей с рождения до третьего класса регулярно ухаживают лица, не являющиеся их родителями. Во многих семьях обоим родителям приходится работать, чтобы свести концы с концами.
Тем не менее многие матери по возможности берут декретный отпуск, чтобы в течение нескольких недель или месяцев самим заботиться о своих новорожденных. Но кто будет заботиться о ребенке в дальнейшем?
Здесь, конечно же, не может быть жестких правил. Тем не менее важно помнить, что в этот решающий возрастной период ребенок все еще очень раним.
Обоим родителям необходимо со всей серьезностью подойти к решению этого вопроса. Нужно внимательно рассмотреть все возможные варианты.
Становится все более и более очевидным, что даже самые лучшие программы, направленные на воспитание детей, не могут восполнить ребенку время,
которое ему необходимо провести с родителями.
Некоторые специалисты обеспокоены тем, что малыши в детских садах и яслях не получают должного внимания со стороны воспитателей.
Некоторые работающие матери, осознав, насколько важны потребности ребёнка, решили, что им было бы лучше остаться дома, чем позволить другим людям воспитывать их детей. Одна мать сказала: Я ощущаю чувство глубокого удовлетворения, которое, как я абсолютно уверена, не может дать мне
никакая другая работа.
К сожалению, трудное экономическое положение не позволяет всем матерям сделать такой выбор. Многим родителям не остается ничего другого, как отдать ребенка в сад или ясли; поэтому они стараются проявлять как можно больше любви и внимания, пока находятся вместе со своим малышом.
У многих работающих родителей-одиночек выбор в этом вопросе также не велик, тем не менее они прилагают неимоверные усилия, воспитывая своих детей,— и надо сказать, успешно справляются с этой нелегкой задачей.
Появление ребёнка — очень радостное и волнующее событие. Тем не менее оно сопряжено с немалыми трудностями и лишениями. Как добиться успеха в этом нелегком деле?
Опыт и знания могут быть очень полезными для родителей. Применяя их можно быть успешными в воспитании детей. http://shedevriki.ru/op/go/alappo/p/d018
Молчаливые дети
По словам некоторых японских врачей, сегодня становится все больше детей в семье, которые не плачут и не улыбаются. Но почему дети перестают проявлять эмоции?
Как считают некоторые врачи, причина кроется в том, что детям недостает общения с родителями; это явление названо вынужденной беспомощностью.
Существует мнение, что, если потребность ребёнка в общении постоянно игнорировать или неверно истолковывать, в конце концов он замкнется в себе.
Если не использовать возрастную восприимчивость ребенка, участок мозга, ответственный за умение сопереживать, может не развиться. В случае, когда об эмоциональных потребностях ребенка никто не заботится, его способность к сочувствию может быть безвозвратно утрачена.
По мере общения узы, объединяющие родителей и ребёнка, становятся всё более крепкими.
Полезное видео…
Как обучать своего ребёнка правильным образом и делать это с раннего детства?
Время младенчества является, несомненно, самым богатым. Его следует использовать воспитанием каждым возможным и мыслимым образом. Если этот
период жизни тратится попусту, то этого никогда больше не сможешь компенсировать.
Первый шаг в этом направлении возможен при рождении. Здесь речь идёт о создании связи. Мать берет своего ребенка, прижимает его к себе, поглаживает и нежно говорит с ним. Младенец же внимательно смотрит на мать.
Создается связь, пробуждаются материнские чувства, и младенец чувствует себя в безопасности. Некоторые специалисты думают, что в первые минуты и часы после рождения есть чувствительная фаза, благоприятная для образования связи между ребёнком и родителями.
Это хорошее начало, но только лишь начало. Ребенок беспомощен, и удовлетворение его непосредственных физических и эмоциональных потребностей в первую очередь зависит от матери.
Без питания ребенок умрет от голода; но он может умереть от голода и в эмоциональном отношении. Ласки, прижатие к груди, покачивание и игры — всё стимулирует развитие мозга.
Это стимулирование можно сравнить с питательным веществом для мозга. Без него он ослабевает и всю жизнь остается хилым. На основании такого небрежного отношения ребенок позднее может стать враждебным, преступным и насильственным. Материнские ласки имеют первостепенное значение для ребенка и общества — важнее какой-либо профессиональной карьеры!
Роль отца
Отец не должен исключаться. Если он присутствует при рождении, то с этого момента начинается связь отца с ребенком. В течение недель и месяцев его
роль значительно возрастает. Каждый ребёнок нуждается в матери и отце. Есть разница, имеет ли ребенок активного, интересующегося отца или просто только больше материнской ласки.
Отцы обращаются с младенцами не так, как матери. Матери скорее обращаются с младенцами ласково и спокойно. Отцы же более игривы и активны. Когда у ребёнка есть активный отец, позднее в школе он будет более успешным, будет иметь большее побуждение к учёбе. В шесть или семь лет у ребенка будет более высокий коэффициент умственного развития.
Обучение с раннего детства
Со дня рождения до шестилетнего возраста ребёнок проходит различные фазы развития: координация мускульных движений, умение говорить, эмоциональные качества, способность запоминать, способность мыслить, совесть и т. д. В то время как ребёнок проходит эти различные фазы и его мозг растёт, наступают удобные времена обучать его в этих различных способностях.
В это время детский мозг впитывает в себя такие способности и качества, как губка воду. Любят его, он учится любить. Говорят с ним и читают ему, он учится как говорить, так и читать. Ставят его на лыжи, он будет хорошим лыжником. Наблюдает он за честностью, он принимает в себя праведные принципы.
Когда проходят эти благоприятные фазы без того, чтобы содействовать учебе, позднее ребёнку будет труднее усваивать эти качества и способности. Это является лучшим временем для ребёнка воспринимать поучение, а то, чему он учится во время этих лет развития, по всей вероятности, останется у него.
Это является мнением и большинства исследователей человеческого развития: В исследовании развития ребенка мы нигде не могли обнаружить большую способность изменять рано приобретенные образцы личности или ранние социальные позиции.
Язык является хорошим примером того, как можно учить ребенка в правильное время. Дети генетически запрограммированы на изучение языка, но для того, чтобы полностью использовать уже имеющуюся схему в мозгу, ребенку нужно в правильной стадии своего развития слышать разговор.
С 6 до 12 месяца жизни происходит взрывной рост в центрах речи, если взрослые часто говорят с ребенком. Между 12 и 18 месяцами этот рост еще больше увеличивается, когда ребенок понимает, что слова имеют значение.
Он учит слова, прежде чем вообще может произносить их. В течение второго года жизни этот заимствованный или пассивный запас слов может возрасти от нескольких слов до нескольких сотен.
Решающим является, что в развитии ребенка имеются определенные фазы, в которые ребенку легче учиться кое-чему определенному, а именно почти лишь восприятием. Если дают пройти этому времени без необходимого стимулирования, то способности ребенка развиваются не полностью.
Когда, например, дети слышат язык вообще лишь несколько лет спустя, они будут учить его очень медленно и с трудом и, вероятно, никогда не будут хорошо владеть им.
Полезное видео…
Чтение младенцу
Когда начинать с чтением? С самого начала! Читай новорожденному. Но он ведь ничего не понимает! Когда ты начала говорить с ним? Сразу же, конечно.
Понимал ли он, что ему говорилось? Нет, но… Так почему же не читать ему?
Ты держишь ребенка на коленях, ты обнимаешь его, и он имеет чувство, что он в безопасности и что его любят. Чтение для ребенка является приятным
переживанием. Оно оставляет впечатление.
Ребенок связывает с чтением чувство радости. Маленькие дети являются подражателями, а родители образцами ролей. Он хочет брать пример с вас. Он хочет читать. Он играет и делает вид, как будто читает. Позднее он испытывает радость в чтении.
Это имеет еще другую выгоду. Твой ребёнок, вероятно, не станет пристрастным к телевидению. Он не будет стеклянными глазами следить за тысячами ударов ножом, за стрельбой, убийствами, ссорами, насилием.
Он сможет выключить телевизор. Он откроет книгу и будет читать её. Это будет действительно достижением в современное время неграмотности и пристрастия к телевидению.
Необходимо время, чтобы любить ребёнка
Конечно, на чтение ребёнку требуется время. Требуется время и на то, чтобы забавлять его, играть с ним в «ладушки», «ку-ку», чтобы следить за ним, как
он исследует свое окружение, приступает к действиям, открывает новое, удовлетворяет свое любопытство и развивает творческие силы. Быть отцом или матерью требует времени. И это время надо находить, когда дети в семье ещё маленькие.
Часто конфликт поколений начинается уже в это время, а не тогда, когда дети в семье становятся подростками. Вот как бывает: Маленькая девочка с пальчиком во рту и с куклой в руке нетерпеливо ждет прибытия отца домой. Она хочет рассказать ему, как она играла в ящике с песком.
Ей не терпится поделиться с ним восторгом, который она испытала сегодня. Наконец, отец приходит домой. Утомленный стрессом на месте работы, он говорит своей дочери: „Не сейчас, милочка. У меня нет времени. Иди, посмотри телевизор!“ Чаще всего выражающиеся слова : „У меня нет времени. Иди, посмотри телевизор“. Если не сейчас, то когда? „Позднее“. Но это позднее наступает редко… Проходят годы, и девочка стала старше. Мы даём ей игрушки и одежду.
Мы покупаем ей модельную одежду и стерео установку, но мы не даем ей того, чего она желает больше всего — нашего времени. И вот ей четырнадцать лет, по ее стеклянным глазам заметно, что с ней что-то не в порядке. „Милочка, что с тобой? Скажи же мне, ну, расскажи мне!“ Слишком поздно.
Упущенного не наверстать… Когда мы говорим своему ребенку: „Не теперь, позднее“, когда мы говорим: „Пойди, посмотри телевидение“, когда мы упускаем давать нашей молодежи то, чего она требует — нашего времени –, когда мы упускаем дарить своему ребенку любовь в достаточной мере, то мы не равнодушны. Мы просто слишком заняты, чтобы дарить ребенку любовь.
Да, на то, чтобы любить ребёнка, требуется время. Требуется время не только кормить его и одевать, но необходимо время и для того, чтобы насаждать в
его сердце любовь.
Обучайте своего ребёнка с раннего детства, в то время как его мозг быстро растёт, в то время как он впитывает в свой ум и в своё сердце информации и чувства.
Кроме обучения наши дети требуют время для игр и это тоже очень важно для ребёнка.
С чем играет наш ребёнок и как мудро подбирать игрушки для него?
Если мало играть, можно скоро заскучать,— гласит старая поговорка. В жизни детей в семье игра всегда занимала особое место. Играя, дети развиваются умственно и физически и приобретают необходимые навыки. Однако сегодня детские игры стали огромным источником доходов. Миром игр управляют теперь не дети и не родители, а предприниматели, розничные торговцы, рекламодатели и ловкие знатоки рынка.
Оснащенные новейшей техникой по производству игрушек и вооруженные поддержкой мощных средств массовой информации, они с серьезными последствиями для родителей и детей меняют ценности в мире игр.
Несомненно, что многие производители детских игрушек желают детям самого лучшего. Однако очень уж часто верх берет желание получить прибыль.
Поэтому ценность игрушек определяется не тем, чему они научат детей или насколько затронут их воображение, а спросом, каким они будут пользоваться.
Поэтому и продаются не простые мягкие, деревянные и пластмассовые игрушки минувших лет, а изготовленные с помощью сложной современной технологии реалистические игрушки, для игры с которыми воображение ребёнка практически не требуется.
Так один предприниматель продает набор игрушечных машинок с крошечными человечками, которые от удара распадаются на части. Когда машины
сталкиваются, из окон вылетают руки, ноги и даже головы этих кукол.
Другая натуралистическая игрушка имитирует беременность. Сделанный по типу
рюкзака мешок прикрепляется вокруг живота маленькой девочки и воспроизводит слабые движения и сердцебиение развивающегося зародыша.
Некоторые считают, что такие игрушки поучительны. Руководитель отдела связи между одним выпускающим игрушки предприятием и средствами массовой информации называет имитацию беременности забавой для маленьких девочек, которая позволяет почувствовать, через что проходит мама. Но не все разделяют ее восторг.
Профессор педиатрии медицинского факультета Гарвардского университета считает эту игрушку вторжением в права родителей поделиться с ребенком чем-то ценным. Эти игрушки заходят слишком далеко,— заявляет профессор, изучающий психофизическое развитие детей. Он говорит, что кукла, которая имитирует младенца в утробе матери, далека от того, что дети могут понять и оценить.
А в отношении игрушек, которые в кровавых подробностях воспроизводят автомобильные аварии, он говорит, что, поскольку телевидение и так уже переполнено насилием, зачем еще больше подчеркивать его такого рода игрушками?
Разногласия вызывают и другие популярные игры — например, электронные военные игры и мощные гидравлические ружья. Чем же должны руководствоваться в таком случае родители? И есть ли серьёзные основания беспокоиться из-за некоторых сегодняшних игрушек?
Игрушки важны для эмоционального и умственного развития детей. Однако это не означает, что родители обязаны тратить уйму денег на все технические новинки. Самые же полезные и способствующие развитию ребенка игрушки почти ничего не стоят.
Простая картонная коробка может превратиться в игрушечный домик, в самолет, да во что угодно — по велению богатого воображения ребенка. Любое ведёрко и обыкновенный совок позволят ребёнку строить замки. Обыкновенные кубики, составные картинки-загадки, глина и цветные мелки могут также обеспечить часы полезного досуга.
Детей старшего возраста могут научить необходимым умениям и дать здоровый выход творческому началу наборы для рисования и конструкторские комплекты — более удовлетворяющие, чем расстрел компьютерных изображений.
Некоторые виды игр вообще не требуют никакого оснащения. Прогулка по лесу может стать для ребёнка целым приключением, особенно если рядом с ним — любящие и внимательные родители. Ведь даже простые житейские навыки можно приобрести в игре.
Например: Печь торт или готовить обед, копаться в саду, мыть машину или красить потолок, ходить за покупками или купать малыша — всё это может быть работой для вас, а для ребёнка — самой желанной игрой.
Семь полезных принципов
Понятно, что готовые игрушки тоже могут быть хороши. И если семейный бюджет позволяет покупать их, то прежде чем сделать покупку, ты мог бы задать себе следующие вопросы:
1. На самом ли деле игрушка возбуждает любопытство и воображение ребенка? Если нет, то она ему быстро надоест. В телерекламе игрушка может выглядеть привлекательно, но не забывай: детям-актерам и актрисам заплатили за их восторги. Твой ребёнок может отнестись к ней иначе.
Понаблюдай за ним, когда он играет или находится в игрушечном магазине. К каким игрушкам он тянется? Иногда родители думают, что игрушка обязательно должна воспитывать. Однако, дети учатся у всех игрушек. Главное — как они играют и получают ли они при этом удовольствие.
2. Соответствует ли игрушка физическим и умственным способностям ребенка? Иногда ребенок просто не достаточно силен, терпелив или подвижен для какой-то игрушки. А родитель хочет купить ее, поскольку она ему что-то напоминает. Но разве сможет трехлетний мальчуган справиться с электрической железной дорогой или размахнуться бейсбольной битой? Почему бы не подождать, пока ребенок подрастет и сможет по достоинству оценить эти игры?
3. Безопасна ли игрушка? Дети, которые только начинают ходить, обычно всё тянут в рот и могут легко подавиться маленькими деревянными кубиками или
пластмассовыми предметами. Острые или заточенные края могут быть опасны для ребёнка в любом возрасте. Также спроси себя, что будет, если ребёнок бросит игрушку или ударит ею братика или сестренку.
4. Хорошо ли сделана игрушка и надолго ли ее хватит? Малыши, которые любят ронять, бросать и все разбирать, могут легко сломать непрочную игрушку.
5. Стоит ли игрушка таких денег? Телерекламы редко говорят о цене, но игрушки стоят денег. Причем больше платят за марку фирмы, чем за материал,
необходимый для изготовления игрушки.
Кроме того, рекламы часто развивают в детях нереалистичные ожидания, что потом приводит к большим разочарованиям. Понятно, что настоящая ценность игрушки не определяется лишь материалом или оформлением. Важно, как долго ребёнок будет играть с ней и сколько удовольствия она ему доставит.
Качели, которые вы повесите в саду, могут быть довольно дорогими, но сколько радости они будут доставлять, и к тому же не один год. Тогда как дешевая игрушка о которой быстро забывают, в итоге превратится просто в выброшенные деньги.
6. Какие ценности и нормы прививает игрушка ребенку? Игрушки должны развивать воображение детей в положительном направлении, а не в отрицательном. Избегай игрушек, которые вызывают страх, явно поощряют насилие или подражают таким порокам взрослых, как азартные игры.
А что можно сказать об игрушках, которые изображают героев известных сказок или научной фантастики? Обычно в таких произведениях рассказывается, как добро побеждает зло. Поэтому некоторые родители рассматривают элементы волшебства в этих сказках как простые полеты детской фантазии и не видят в них никакого вреда.
Другие опасаются, что такие рассказы вызывают интерес к оккультизму. Не осуждая других, родители должны принять свое решение, обратив, конечно, внимание на действие, которое оказывают эти истории — и любые основанные на них игрушки — на их детей.
Хотя ты, возможно, ничего не имеешь против какой-то популярной игрушки, но мудро ли на самом деле ее покупать? Не может ли она обидеть или смутить других?
Даже когда утверждают, что игрушки выполняют воспитательную роль, родители должны внимательно исследовать их, особенно если цель игрушек — просветить детей в вопросах секса и беременности.
Готов ли ребёнок к восприятию такой информации? Не лучше ли передать эти знания в непосредственном разговоре с ребенком? Некоторые игрушки могут касаться физиологических сторон этих вопросов, но передают ли они правильные нравственные нормы?
7. На самом ли деле я хочу, чтобы у моего ребёнка была эта игрушка? Ты, возможно, думаешь, что у ребёнка уже и так слишком много игрушек, что игрушка не подходит к вашим обстоятельствам или что она создает больше шума, чем ты можешь перенести. Если такие проблемы не разрешить, то не остается ничего другого, как сказать — нет. Это непросто.
Но если идти на поводу каждой прихоти ребёнка, едва ли ребенок вырастет уравновешенным взрослым человеком. Вы должны сесть и как следует объяснить ребёнку, почему вы не хотите покупать ему определенные игрушки.
Полезное видео…
Есть более важное, чем игрушки
В то время как игрушки могут быть ценной помощью в воспитании и развлечении детей в семье, они остаются неживыми предметами. Ребёнок может любить игрушку, но игрушка не может любить ребёнка. Дети нуждаются в исполненном любви внимании, которое могут дать только родители.
Родитель, по сути,— самая лучшая изобретенная игрушка. Когда родители играют с детьми, они сближаются с ними и способствуют развитию здоровых взглядов и чувств.
Да, детям нужны благотворные игры. Но что еще важнее, им необходимо нравственное и духовное руководство.
Как можно защитить своего ребёнка от несчастных случаев?
Нет ничего удивительного в том, что дети часто получают травмы в знакомой обстановке, например дома или возле дома. Характер травм меняется с
возрастом. Младенец легко может упасть со стола, на котором его пеленают, подавиться куском пищи или небольшим предметом. Малыши часто падают,
забираясь на что-нибудь высокое, обжигаются, дотрагиваясь до чего-нибудь горячего, и отравляются, пробуя на вкус доступные им предметы.
Дети школьного возраста зачастую получают травмы на дороге или во время игр на улице. Часто подобные несчастные случаи предотвратимы. Немного предусмотрительности и некоторое представление об уровне развития вашего ребёнка помогут избежать травм или даже смерти.
В помещении
Нельзя научить годовалого, двухлетнего или трёхлетнего ребёнка избегать опасностей и ожидать, что он все запомнит раз и навсегда. Поэтому обязанность помогать сыну или дочери беречься от несчастных случаев лежит на вас, родители, или на взрослых, с которыми ребёнок иногда остаётся.
Для начала осмотрите свой дом. Возможно, какие-то приспособления для безопасности нельзя приобрести они очень дорого стоят. Однако немного
изобретательности и воображения — и, возможно, вам в голову придут решения, подходящие именно для вашей обстановки.
Например, если ручки ящиков кухонного стола сделаны в виде колец, то в них, чтобы запереть стол, достаточно продеть палку. Примерно так же можно запереть дверцу духовки. Полиэтиленовые пакеты не так опасны, если хранятся завязанными в узел.
Родители могут найти и другие простые способы предотвращения несчастных случаев в доме и возле него, а также поделиться опытом с друзьями и знакомыми, у которых тоже есть маленькие дети.
На улице
Осмотрите места, где играет ваш малыш. Дети старше четырёх лет получают травмы, в основном играя на улице. Они ушибаются, споткнувшись или упав с
велосипеда. Вне помещения дети в возрасте от трех до семи лет чаще всего погибают, попадая под машину или утопая.
Проверяя игровую площадку, обратите внимание на состояние качелей, каруселей и тому подобного: не рискованно ли ими пользоваться. Мягкая ли поверхность — например, рыхлый ли песок — под качелями, шведской стенкой и подобными приспособлениями: если ребёнок с них упадет, не получит ли он травму? А есть ли рядом с домом пруд или река?
Годовалый или двухлетний ребёнок может утонуть в водоеме глубиной всего в несколько сантиметров. Когда малыш падает ничком в воду, он перестает ощущать, где верх и где низ, ребёнок просто не может встать на ноги.
Поэтому первое правило — никогда не отпускайте ребенка в возрасте от года до трех лет играть на улице без присмотра взрослых. Если в округе есть водоём, потерпите, пока малыш не подрастет настолько, что его можно будет одного отпускать играть на улице.
В условиях дорожного движения
То же справедливо и в случае, когда рядом с домом проходит дорога. Дошкольник воспринимает только ясные сигналы и способен сосредоточиться лишь на чем-то одном, но на дороге сплошь и рядом встречаешься с отвлеченными понятиями и неоднозначными сигналами. Не разрешайте детям дошкольного возраста переходить дорогу самим. По мнению специалистов, позволять ребенку одному ездить на велосипеде по оживленным трассам можно самое раннее с 12 лет.
Приучайте сына или дочь к тому, что ездить на велосипеде и верхом на лошади, кататься на роликах и на спортивных санях можно только в шлеме.
Травмы головы трудно лечить, и они могут причинить непоправимый вред — даже привести к смерти! В одну детскую клинику 60 процентов пострадавших при падении с велосипеда поступали с травмами головы и лица; у тех же, кто ездил в шлеме, серьёзных травм головы не случалось.
Беречь ребёнка нужно и во время езды на автомобиле. Во многих странах есть законы, требующие сажать детей на специальные сиденья безопасности и
пристегивать их ремнями. Благодаря этому резко сократилось число травм и смертных случаев среди детей, попавших в автокатастрофу.
Если там, где вы живёте, есть возможность приобрести сиденье безопасности, то имейте в виду, что оно может спасти ребенку жизнь. Надо только проверить, лицензированная ли это модель. Следует помнить, что сиденья для младенцев отличаются от сидений для детей от трех лет и старше.
Безопасность в вашем доме
• Лекарства. Храните их в недосягаемом для ребенка шкафчике, запирающемся на замок. Это касается также «не рецептурных» лекарств, лечебных трав и настоев. Просите гостей, которые остаются у вас на ночь, держать лекарства в надежном месте.
• Бытовая химия. Держите химикаты в недоступном ребенку, запирающемся на замок шкафчике. Пусть они будут в той упаковке, в которой продавались, чтобы их было легко распознать. Работая с этими веществами, постоянно за ними следите, а когда выходите из комнаты — хоть на секунду — обязательно убирайте их. В посудомойке не должно оставаться ни капли моющего средства.
• Плита. Ручки сковород и кастрюль всегда должны быть обращены вовнутрь плиты. По возможности установите какое-либо защитное устройство.
Обеспечьте устойчивость плиты на случай, если ребёнок заберется на открытую дверцу духовки. А на самой дверце должен быть замок или что-то подобное. Не обожжется ли он, прикоснувшись к дверце? Если да, то сделайте её безопасной, например установив щит или решётку, которая не позволит ребёнку дотронуться до горячей дверцы.
• Опасные бытовые предметы. Ножи, ножницы и опасные приборы следует держать в шкафчиках или выдвижных ящиках с замками или задвижками, можно также хранить в местах, куда ребёнок не доберется. Когда во время пользования такими вещами вы ненадолго откладываете их в сторону, то кладите их подальше от края стола или стойки, чтобы ребёнок их не достал. Спички и полиэтиленовые пакеты также представляют для малышей опасность.
• Лестница. Вверху и внизу лестницы должны быть барьеры высотой как минимум 70 сантиметров.
• Окна и балконные двери. Для безопасности на них должны быть задвижки, с которыми детям не справиться, и высоко расположенные цепочки или другие приспособления, не позволяющие ребенку открыть окно и балконную дверь или протиснуться в них, когда они приоткрыты для проветривания комнаты.
• Книжные полки. Если ребенок любит лазить по верхам и на чем-нибудь повисать, прикрепите книжные полки и другие высокие предметы мебели к стене, чтобы они не упали.
• Электрические розетки и шнуры. Розетки, которые не используются, должны закрываться крышками. Шнуры настольных ламп и так далее нужно прикрепить к стенам или к мебели, чтобы ребенок не потянул лампу за шнур и она на него не упала. Если прикрепить невозможно, то уберите настольные лампы. Никогда не оставляйте утюг на гладильной доске и не допускайте, чтобы его шнур свободно висел.
• Горячая вода. Если есть возможность регулировать температуру горячей воды, то сделайте ее меньше 50 градусов, чтобы ребенок не ошпарился, открыв кран.
• Игрушки. Откажитесь от игрушек с острыми краями или углами. Выбросите маленькие игрушки или такие, которые разбираются на мелкие части: если
ребенок возьмет их в рот, они могут застрять в горле. Глаза и носы у плюшевых медведей должны быть надежно закреплены. Старших братьев и сестёр малыша нужно приучать к тому, чтобы они убирали все маленькие игрушки, когда кроха на полу.
• Конфеты и сладости. Не оставляйте конфеты и сладости, такие, как карамель или арахис, в пределах досягаемости ребенка. Они могут застрять у малыша в горле.
При несчастном случае
• Отравление. Если ребёнок выпил ядовитую жидкость, тщательно прополощите ему рот и дайте один-два стакана воды или молока. Затем вызовите врача или позвоните в информационную службу отравлений. Если же ему в глаз попало разъедающее вещество, сразу же промойте глаз большим количеством воды в течение как минимум десяти минут.
• Ожоги. При небольших ожогах смачивайте обожженное место холодной (но не ледяной) водой как минимум 20 минут. Если ожог больше ладони ребёнка или пришелся на лицо, сустав, нижнюю часть живота или гениталии, малыша нужно доставить в кабинет неотложной помощи. Более глубокие повреждения кожи обязательно должен лечить врач.
• Когда ребёнок подавился. Если в дыхательные пути ребёнка попал какой-либо предмет, его нужно удалить как можно скорее. Один надежный способ — это приём Хеймлиха (выталкивание инородного тела резким толчком кулака в верхнюю часть живота).
Если эта техника вам не знакома, обратитесь к врачу за более подробной информацией или посетите курсы помощи детям при несчастных случаях, а может быть, курсы первой помощи, на которых этому приему обучают.
Сколько любви и внимания заслуживают наши дети в семье?
Дай ребенку немного любви, и получишь много взамен. Так написал в XIX веке английский писатель и критик Джон Раскин. Вероятно, большинство родителей согласятся с тем, что любовь к детям вознаграждается, и не только потому, что получаешь любовь взамен, но и потому, что она положительно влияет на детей, а это гораздо важнее.
В книге, любовь и её место в природе, например, отмечается, что без любви дети могут умереть.
А известный антрополог Эшли Монтегю, родившийся в Великобритании, сказал: Ребёнок, которого не любят, биохимически, физиологически и психологически очень отличается от того, которого любят. Первый даже растёт не так, как второй.
У детей, которых не обнимают, не ласкают и не гладят… повышенный уровень гормонов стресса. Отсутствие ласки в раннем детстве действительно может иметь длительные последствия, сказываясь на способности учиться и на памяти человека.
Эти данные подчеркивают, насколько важно для детей, чтобы родители были рядом с ними. Как иначе могут развиться прочные связи между родителем и ребёнком? Но, к сожалению, даже в богатых странах мира сегодня существует тенденция воспитывать ребёнка в отрыве от родителей.
Детей отправляют в школу, в воскресную школу, посылают работать, посылают в летние лагеря, а также дают деньги, чтобы они шли развлекаться сами.
Оказавшись в стороне от семьи, вращаясь вдали от нее, миллионы детей начинают ощущать, что ими пренебрегают, чувствовать себя ненужными и нелюбимыми в окружении враждебного мира взрослых.
Зачем читать с детьми?
Дети. Как быстро они все усваивают! Исследователи установили, что развитие мозга у детей происходит особенно быстро в возрасте до трёх лет. Для здорового развития ребёнка существенно важно, чтобы родители изо дня в день уделяли ему внимание: читали, пели ему, выражали ему ласку.
Но, как показало одно исследование, только половина родителей, у которых есть дети в возрасте от двух до восьми лет, читают с детьми ежедневно. Вы можете спросить: Так уж ли полезно для детей, когда им читают?
Привить любовь к чтению
Специалисты считают, что да. Чтобы ребёнок смог развить умения и навыки, необходимые для грамотного чтения, крайне необходимо читать ему книги.
Особенно это касается детей дошкольного возраста. Когда вы читаете детям, они с юных лет узнаю́т, что буквы в книжках соответствуют словам, которыми мы пользуемся в речи.
Также они знакомятся с литературной речью. Каждый раз, когда вы читаете своему ребенку, вы посылаете ему в мозг сигнал „удовольствия“. Можно даже назвать это рекламой, заставляющей мозг ребенка реагировать на книги и журналы как на удовольствие,— говорится в одном руководстве по чтению вслух.
Родители, которые разделяют такое отношение к книгам, привьют своим детям любовь к чтению на всю жизнь.
Помочь понять окружающий мир
Дети, которым читают родители, могут получить ценные сведения о странах, народах, природе и о том, что сделано руками человека. Практически без
материальных затрат они могут путешествовать по миру, знакомясь с ним при помощи книг.
Подумайте над примером двухлетнего Антони, которому мать читала книжки с самого рождения. Его мама рассказывает: Когда мы с Антони в первый раз пришли в зоопарк, многое ему уже было знакомо. Как это возможно? Хотя в живую мальчик видел зебр, львов, жирафов и других животных впервые, кое-что про них он уже знал.
Его мама объясняет: Антони, благодаря книгам, с удовольствием знакомился с самыми разными народами, животными, предметами и понятиями — и всё это в первые два года своей жизни. Да, чтение детям, когда они ещё маленькие, может значительно помочь им понять окружающий их мир.
Развить доверительные отношения
В годы, когда формируется личность ребёнка, он приобретает черты характера, которые будут влиять на его поведение на протяжении всей жизни.
Именно в это время родителям нужно заложить основание для доверительных взаимоотношений, для которых будут характерны взаимоуважение и понимание. Определяющую роль в этом может играть чтение.
Если родители уделяют время своим детям, берут их на руки и читают им, тогда дети понимают, что родители их любят. Фиби, мать из Канады, рассказывает о пользе чтения со своим сыном Натаном, которому сейчас уже восемь лет: Мы с мужем думаем, что чтение во многом посодействовало тому, что у нас с Натаном доверительные отношения. Он откровенен с нами и часто рассказывает о своих чувствах. Чтение нас объединило.
Синди начала регулярно читать своей дочке, как только та научилась спокойно сидеть и слушать в течение одной-двух минут. В то время девочке исполнился лишь год. Стоило ли это занятие времени и усилий? Синди говорит: Когда мы вместе читаем, создается спокойная, теплая атмосфера.
Часто только это и нужно, чтобы побудить Абигейл рассказать нам о происшествиях в школе или проблемах с друзьями. Какие родители не желали бы иметь с детьми такие доверительные отношения? Несомненно, совместное чтение способствует близким отношениям между родителями и детьми.
Жизненно важное обучение
Сколько можно нашим детям впитывать из телепередач и других источников информационные „отбросы“?! Детям как никогда прежде нужна полноценная
пища для ума, им необходимы здравый смысл, мудрость и нравственные ориентиры, которые помогут им действовать в согласии со своими ценностями и иметь правильный взгляд на жизнь. Такое положительное и благотворное влияние должны оказывать прежде всего родители.
Знакомство со сложными, правильно составленными предложениями из книг — хороший способ учить ребенка выражать свои мысли как письменно, так и устно. Дороти Батлер, автор книги Малышам нужны книжки, пишет: «Насколько ясно человек может мыслить определяется тем, насколько хорошо он владеет языком. Без хорошего знания языка не мыслимы ни эрудиция, ни интеллект. Кроме того, умение выражать свои мысли является ключом к взаимопониманию.
Чтение подходящих книг поможет также привить детям истинные ценности и высокие нравственные нормы. Читая и рассуждая вместе с детьми, вы поможете им развить сообразительность. Когда Синди читала своей дочке Абигейл, она внимательно наблюдала за реакцией девочки на ситуации, которые описывались в книге.
«Так мы, родители,— рассказывает она,— могли больше узнавать о самых скрытых чертах ее характера и успешно исправлять неправильное мышление, когда оно еще только-только начинает развиваться». Как видим, чтение с детьми может как развивать ум, так и воспитывать сердце.
Сделайте чтение приятным
Никогда не давите на ребенка: пусть атмосфера во время чтения будет теплой, непринужденной и приятной. Проницательные родители знают, когда нужно
закончить чтение. Лина рассказывает: Иногда наш двухлетний Эндрю очень устает и не может сидеть спокойно долгое время.
Тогда мы сокращаем продолжительность чтения, подстраиваясь под его настроение. Мы не хотим, чтобы чтение вызывало у Эндрю отрицательные эмоции, поэтому не заставляем его заниматься дольше, чем он может.
Выразительное чтение вслух включает в себя больше, чем одно только произнесение напечатанных слов. Нужно знать, когда именно переворачивать
страницу книжки с картинками, чтобы ребенок находился в предвкушении дальнейшего повествования. Старайтесь читать плавно, без запинок.
Изменение интонации и смысловое ударение могут оживить рассказ. А теплота вашего голоса вселит в ребенка мир и спокойствие.
Польза от чтения будет наибольшей, если ваш ребёнок активно в нем участвует. Периодически останавливайтесь и задавайте такие вопросы, на которые нельзя ответить односложно. Помогайте ребёнку лучше разобраться в материале, задавая дополнительные вопросы.
Выбирайте книги разборчиво
Самое важное — это выбрать хорошие книги. Для этого придется потратить какое-то время. Тщательно отбирая книги для чтения с ребёнком, старайтесь найти те, которые учат чему-то хорошему, доброму и полезному. Обращайте внимание на обложку, иллюстрации и стиль изложения. Выбирайте книги, которые будут интересны и вам, и ребёнку. Часто дети просят, чтобы одну и ту же книжку им читали снова и снова.
Родители, которые читают со своими детьми, могут привить им хорошие навыки чтения, что будет приносить заметные плоды на протяжении всей последующей жизни детей. Да, важнее привить ребёнку любовь, чем просто научить его что-то делать.
Чтение с ребёнком
• Начинайте с младенчества.
• Давайте ребёнку время настроиться на чтение.
• Читайте то, что нравится вам обоим.
• Читайте выразительно и как можно чаще.
• С помощью вопросов вовлекайте ребёнка в чтение.
Полезное видео…
Что можно сделать для счастья своих детей в семье?
Где только родители не ищут советов, как растить детей, но на самом деле за советами далеко ходить не надо. Во многих семьях есть Библия, которая просто пылится на полках, хотя она-то и могла бы помочь в воспитании детей.
Да, многие сегодня очень сомневаются, что в семейной жизни можно руководствоваться библейскими советами. Видя в Библии отжившую свой век, старомодную или чересчур категоричную книгу, её просто откладывают в сторону. Но объективное исследование покажет, что Библия может принести семье пользу. Давайте посмотрим, чем же, например. Читать
Хорошая атмосфера в семье
Библия говорит, что отец должен рассматривать детей, как масличные ветви, вокруг трапезы своей (Псалом 127:3). Чтобы тоненькое молодое деревце окрепло и стало плодоносить, за ним надо старательно ухаживать, выбрать подходящие удобрения, почву и режим полива. Чтобы правильно воспитывать детей, тоже потребуется труд и внимание. Дети будут хорошо развиваться, если они растут в здоровой атмосфере.
В это, в первую очередь, входит любовь — любовь между отцом и матерью и между родителями и детьми (Ефесянам 5:33; Титу 2:4). Часто все в семье любят друг друга, но не видят необходимости проявлять свою любовь.
Но вот пример: сможете ли вы уверенно сказать, что переписываетесь с другом, если не будете писать на конвертах адрес, наклеивать на них марки и вообще не станете их отсылать? Так же и Библия показывает, что любовь это не просто нежное чувство в сердце человека, любовь проявляется в словах и делах. (Сравните Иоанна 14:15 и 1 Иоанна 5:3.) Читать http://shedevriki.ru/op/go/alappo/p/d018
Похвала
Как же родители могут показать, что любят своих детей? Ну, во-первых, стараться видеть в них хорошее. Заметить ошибки детей совсем нетрудно. Каждый день возникает множество ситуаций, где проявляется и их детское мышление, и их неопытность, и эгоистичность (Притчи 22:15).
И тем не менее каждый день они делают много замечательного. На что вы будете больше обращать внимание? Бог не сосредоточивается на наших просчетах, он помнит все то хорошее, что мы делали (Псалом 129:3; Евреям 6:10). Нам нужно стараться поступать со своими детьми так же.
Один молодой человек отметил: Я не помню, чтобы за все время, когда я жил с родителями, меня хоть раз похвалили,— ни за работу по дому, ни за успехи в школе. Родители, не думайте, что похвала для детей не так уж важна. Хвалить детей, когда они делают что-то хорошо, должно стать правилом.
Тогда уменьшится вероятность того, что дети впадут в уныние и будут расти с убеждением, будто они вообще ничего не умеют (Колоссянам 3:21, СоП).
Общение
Еще один хороший способ проявить любовь к детям — последовать совету из Иакова 1:19: Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова,
медлен на гнев. Побуждаете ли вы детей высказывать всё, что у них на сердце, и действительно ли слушаете их?
Если они знают, что им будут читать мораль, не дослушав до конца, или будут ругать, узнав об их внутренних переживаниях, то едва ли они вообще станут рассказывать. Но если дети знают, что вы их выслушаете, то наверняка будут готовы делиться с вами. (Сравните Притчи 20:5.) Читать
Но как быть, если чувства, о которых дети рассказывают,— неправильные. Стоит ли сердиться, читать мораль или наказывать?
Родители должны создать атмосферу, располагающую детей безбоязненно делиться с ними самыми глубокими переживаниями, даже если эти переживания могут серьезно обеспокоить родителей. Поэтому, если ребенок выплескивает свои чувства,— выслушайте все. Не стоит сразу ругать ребенка, примите его переживания как есть и постарайтесь выяснить, в чем дело.
Например, можно было бы сказать ему: Ты, кажется, сильно из-за этого рассердился. Может, расскажешь, что там произошло?
Сдерживайте гнев
Без сомнения, нет родителей, таких же терпеливых, как Иегова. Да и дети могут просто выводить своих родителей из терпения. Если вы иногда сердитесь на своих детей, не думайте сразу, что вы плохой отец или плохая мать. В некоторых ситуациях ваш гнев вполне оправдан. Здесь
Бог тоже по справедливости гневается на своих детей, даже на тех, которые ему очень дороги (Исход 4:14; Второзаконие 34:10). Тем не менее его Слово учит нас сдерживать свой гнев (Ефесянам 4:26). Как? Иногда помогает выйти куда-то на минуту, чтобы гнев поутих (Притчи 17:14). И помните, перед вами — ребёнок!
Не ожидайте от него такого же поведения и мышления, как от взрослого (1 Коринфянам 13:11). Если вы поймете, почему ребёнок поступает так или иначе, вы, вероятно, будете меньше сердиться (Притчи 19:11).
Не забывайте, что сделать что-то плохое и быть плохим — это два совершенно разных понятия. Когда на ребенка кричат, что он плохой, он может подумать: А зачем тогда стараться быть хорошим? Но если с любовью исправить ребёнка, то это поможет ему поступить правильно в следующий раз.
Поддерживайте порядок и уважение в семье
Часто родителям с трудом удается приучить детей к порядку и уважению. В сегодняшнем мире, где господствует вседозволенность, многие люди
задумываются, правильно ли вообще запрещать что-либо своим детям. Здесь
Библия отвечает: Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери (Притчи 29:15).
Некоторые люди ощущают неприязнь к слову розга: они думают, что тут так или иначе подразумевается жестокость по отношению к детям. Но это вовсе не так.
Еврейское слово розга означает посох, как например, тот, которым пользуется пастух, чтобы направлять — а не избивать — своих овец. Так что розга означает воспитательные меры. Слово наставлять в Библии в основном означает учить. Поэтому в книге Притчей несколько раз говорится: Слушай наставления (Притчи 1:8; 4:1; 8:33).
Дети должны усвоить, что правильные поступки приносят вознаграждение, а неправильные — влекут за собой печальные последствия. Благодаря наказанию ребенок усвоит, как себя вести не нужно, а вознаграждение, например похвала, поможет запомнить, какое поведение правильное. (Сравните Второзаконие 11:2 —28.)
С некоторыми детьми достаточно серьезно поговорить, и они исправятся. К другим же нужен более строгий подход. Но наказание в мере исключает все, что могло бы хоть как-то — эмоционально или физически — повредить ребёнку.
Детей нужно приучить к тому, что существуют границы дозволенного,— это должно включаться в уравновешенное наставление. Многие из этих границ ясно очерчены в Библии.
Библия учит уважать границы частных владений (Второзаконие 19:14). Она конкретно осуждает любовь к насилию и намеренное причинение вреда другому (Псалом 10:5; Матфея 7:12). Читать
Библия определяет границы отношений полов, осуждая кровосмешение (Левит 18:6—18). Она даже устанавливает ограничения, защищающие личность и чувства человека: запрещает обзывать и оскорблять других (Матфея 5:22).
Чтобы создать в семье здоровую атмосферу, важно и словами, и собственным примером приучать детей действовать в пределах дозволенного.
Еще одна возможность поддержать в семье порядок и уважение — правильно распределять роли в семье. Во многих семьях сегодня эти роли или неясны,
или перепутаны. Случается, родители изливают детям все свои тяжкие проблемы — но дети не знают, что с этими проблемами делать.
Есть и такие семьи, в которых дети становятся маленькими повелителями и решают, что и как делать всей семье. Все это неправильно и пагубно. Когда затрагиваются материальная, эмоциональная или духовная стороны жизни, родители обязаны заботиться о детях, а не наоборот (2 Коринфянам 12:14; 1 Тимофею 5:8). Читать
Заботьтесь о духовном в семье
Больше всего для здоровой атмосферы в семье важна духовность (Матфея 5:3). Дети могут прекрасно развиваться духовно. У них так много вопросов: почему мы живём? Как появились Земля, животные, деревья, океаны? Почему люди умирают? Что происходит после смерти? Почему хорошие люди страдают?
Этим вопросам, кажется, нет конца. Зато родители часто предпочитают не задумываться над ними. Читать
Библия побуждает родителей не жалеть времени, обучая детей духовному. Она с теплотой описывает такое обучение, как живой диалог между родителями и детьми. Когда родители гуляют вместе с детьми, находятся с ними дома, укладывают спать — у них есть возможность рассказывать детям о Боге и его Слове (Второзаконие 6:6, 7; Ефесянам 6:4).
Но Библия не только предлагает такую программу духовного обучения. Она предоставляет и нужный материал. Как бы вы, например, ответили детям на
вопросы, заданные выше? Библия дает на них ответы. Они конкретны, очень интересны и помогают людям обрести надежду в жизни.
Ещё ценнее то, что,если ваши дети воспримут библейскую мудрость, она станет для них защитой, безошибочным руководством в нынешние беспокойные времена. Читать
Предоставьте её своим детям, и тогда они действительно будут счастливыми — и сейчас и в будущем.
Смотрите полезное видео…
Как помочь детям расти благополучно в семье?
● Создайте в семье спокойную атмосферу, в которой дети будут чувствовать, что их любят и им всегда рады.
● Хвалите их регулярно. И по существу.
● «Будьте хорошим слушателем.
● Выходите ненадолго, когда чувствуете, что начинаете сердиться.
● Последовательно и четко показывайте границы дозволенного.
● Применяйте к каждому ребенку те воспитательные меры, которые подействуют именно на него.
● Не ожидайте от детей слишком многого.
● Заботьтесь о духовном: регулярно изучайте Слово Бога.
Как помочь ребёнку справляться с проблемами в школе?
Ухудшение условий в мире затрагивает не только нас, но и наших детей. По этой причине сегодня с обучением связано много трудностей, и школьники
оказываются в обстоятельствах, которые едва ли были знакомы их родителям.
Давление сверстников
Большинство детей время от времени сталкивается с давлением сверстников. Один ученик жалуется: Родители и общество стараются как могут, но этого
недостаточно. Юные правонарушители тянут за собой других подростков… Родители, которые не следят за своими детьми,— не родители.
Родители, осознающие свои обязанности, стараются развить в детях духовные качества, которые дали бы им внутреннюю силу, необходимую, чтобы
противостоять разрушительному давлению сверстников. Мы как можем стараемся привить детям чувство собственного достоинства,— говорит один отец,— так чтобы они не испытывали потребности искать одобрения у сверстников.
Если для них не так важно „быть как другие“, им будет легче, когда потребуется, сказать „нет“. Чтобы научить детей справляться с трудностями, этот отец отводит в семье время на ролевые игры, по сути, разыгрывая возможные трудные ситуации и показывая способы, как с ними справиться. Будьте для ребенка поддержкой и помогайте ему развивать уверенность в себе.
Сквернословие
Поскольку нравственные нормы по всему миру снижаются, сквернословие становится в порядке вещей. Во многих странах оно часто слышится в
телепередачах даже в то время, когда телевизор смотрит наибольшее число зрителей. Видно, не случайно непристойности слышатся на детских площадках, в школьных коридорах и классах.
Некоторые учителя подтвердили: да, и они прибегают к брани, оправдываясь тем, что учащиеся могут сформировать свой взгляд на речь. Но такая политика лишь способствует тому, что ученики перенимают эти безнравственные выражения в повседневную речь.
Мудрый родитель доброжелательно объяснит, почему в семье такие слова не позволительны. Он может также предотвратить возникновение проблемы
сквернословия, если поинтересуется школьной программой и узнает, какие книги будет изучать его ребенок.
Если в каком-то из выбранных трудов встречается сквернословие или описывается безнравственность, то он может попросить учителя выбрать для его ребенка другую книгу, с приемлемым содержанием. Уравновешенный подход говорит о благоразумии.
Безнравственность и наркотики
Как показывают исследования, многие родители очень теряются или стесняются затрагивать дома тему полового воспитания. Вместо этого, они надеются, что точную информацию предоставит детям школа.
По словам одного опытного учителя, сегодняшнее небывалое число подростковых беременностей — проблема скорее нравственная, чем лишь незнание противозачаточных мер. А родители лучше любого другого человека могут установить нормы поведения, соблюдения которых они ожидают от своих детей.
Так же обстоит дело с употреблением наркотиков. Недостаток родительского руководства усугубляет проблему. Чем меньше ребенка тянет в семью,— тем
скорее он станет искать замену. Нередко принятие наркотиков — одна из таких замен.
Быть родителями трудно, необходимо быть постоянно настороже, наркотики нередко служат сигналом — что-то не в порядке. Если подросток чувствует, что
мать или отец не обращают на него внимания, то наркотики могут показаться волшебным средством для решения проблем.
Один отец объясняет, как они с женой по-настоящему интересуются обучением дочери: Мы отвозим Надин в школу, а потом забираем её. Часто, когда мы
заезжаем за ней, мы узнаем из разговора, как у нее прошёл день.
Если мы обнаруживаем что-то серьезное, мы или сразу обсуждаем этот вопрос, или поднимаем его за ужином или во время нашего семейного обсуждения. Ты также можешь выражать ребёнку свою искреннюю заботу и любовь, поддерживая с ним доверительные отношения.
Хулиганство и насилие
Хулиганство — это одна из самых коварных школьных проблем, хотя оно и доставляет своим жертвам много горя, они, боясь прослыть „ябедой“, часто
ничего не рассказывают взрослым.
К сожалению, некоторые учителя считают хулиганство нормальным явлением. Однако многие другие соглашаются, что хулиганство — это оскорбление, и
утверждает, что пускать дело на самотек не на пользу задир.
Что тогда ты можешь сделать, если жертвой бесчинства становится твой ребёнок? Самой главной защитой, должны быть взрослые, в окружении которых живут жертвы. Обсуди этот вопрос с сочувствующим учителем.
Это убедит ребенка в том, что вы оба считаете такое агрессивное поведение неприемлемым. Многие школы заняли ясную позицию в отношении хулиганства, и учителя открыто обсуждают этот вопрос в классах.
Иногда, правда, родители узнают, что их ребенок — не жертва, а задира. В таком случае следует внимательно посмотреть на происходящее в семье. Дети с выраженной агрессией часто выходят из семей, где родители не очень адекватно разрешают конфликты.
Не стал ли твой ребёнок жертвой хулиганства?
Специалисты советуют родителям обращать внимание на косвенные признаки. Выражает ли ребенок нежелание идти в школу, избегает ли одноклассников, возвращается ли домой побитым или в разорванной одежде?
Поощри ребенка рассказать обо всем, что случилось. Таким образом ты сможешь узнать, на самом ли деле хулиганство является проблемой. Если да, то поговори с сочувствующим учителем.
Помоги своему ребёнку справиться с ситуацией, предложив ему быть поближе к надежным одноклассникам и избегать мест и обстоятельств, где могут опять начаться издевательства. Если у ребёнка хорошее чувство юмора и он знает, как смягчить ситуацию, то часто он сможет избегать хулиганских нападок.
Плохое преподавание
Когда возникают проблемы из-за плохого преподавания, помочь могут хорошие отношения ребенка с учителями. Мы всегда поощряем дочь относиться к
урокам положительно,— говорит одна супружеская пара. Но когда учителям не удается сделать свой предмет увлекательным, дети быстро теряют интерес.
Если такое случается с твоим ребёнком, почему бы не побудить его поговорить с учителем наедине?
Помогите ребенку подготовить вопросы, ответы на которые помогли бы легко схватывать суть урока и учиться применять полученные знания. Но это еще не будет залогом живого и длительного интереса к предмету. Многое зависит от примера родителей. Покажите свою заинтересованность, обсуждая с ребёнком уроки, предлагая помощь в исследовательской работе, которую задал учитель.
В школе есть дети из распавшихся семей, есть — из неблагополучных, где с ними плохо обращаются или вообще пренебрегают ими, и часто поэтому им недостает уверенности в себе и самоуважения. Они общаются с детьми, обстоятельства которых могут быть лучше. Большинство родителей осознает необходимость постоянно помогать детям справляться с проблемами, возникающими в школе.
Дети и спорт
▪ Группа старшеклассников решила сыграть в футбол. После того как одной из команд в дополнительное время был забит гол, решивший исход игры, более 100 человек — родители, тренеры и игроки — подняли шум; в ход пошли кулаки, и все закончилось дракой.
▪ Мальчики и девочки 10—12 лет участвовали в футбольном матче. Когда один десятилетний игрок не смог принять сделанный ему пас, тренер швырнул мальчика на землю, сломав ему обе руки.
▪ Тренер бейсбольной команды, в состав которой входят дети 8—12 лет, отстранил одного из игроков от игры. Отец мальчика угрожал тренеру расправой и был приговорен к 45 дням тюремного заключения.
▪ Двое отцов, в то время как у их детей проходила тренировка по хоккею, стали спорить о соблюдении правил игры. Один из этих мужчин избил второго до смерти на глазах у троих его детей. Шокирующие сообщения такого рода сегодня, увы, не редкость. На спортивных площадках, катках и стадионах, похоже, началась эпидемия жестокости. К насилию прибегают родители и тренеры, которые скорее предпочтут подраться, чем согласятся на проигрыш.
Вот мнение одного из наблюдавших: Я постоянно вижу, как родители кричат на своих детей, оказывают на них сильное давление, добиваясь от них хороших результатов; как дети, подстрекаемые своими родителями, во время игры прибегают к грубым выходкам; как, подавая мяч, плачут из-за того, что стесняются родителей.
Он добавляет: Нигде так не обнажаются отрицательные стороны личности родителей, как во время детских спортивных игр и соревнований. Чтобы уберечь детей от насилия подобного рода, иногда приходится запрещать некоторым родителям присутствовать на спортивных мероприятиях, в которых участвуют их дети.
К чему приводит эта эпидемия жестокости? Все больше взрослых ведут себя неприлично, что оскверняет детские спортивные мероприятия, отравляет
радость и служит для миллионов юных отвратительным примером.
Выиграть любой ценой
Причина этой проблемы, очевидно, коренится в желании некоторых родителей, чтобы их дети превзошли других и победили во что бы то ни стало.
Одна сотрудница канадского Института по предупреждению насилия над детьми говорит: Когда во главу угла ставится победа, когда насаждается культ силы, страдают более слабые. В спортивных состязаниях слабыми являются дети.
По словам представителя Ассоциации физического воспитания, из-за такой атмосферы у детей уже в раннем возрасте могут возникнуть проблемы психологического характера, а когда дети вырастут, они тяжело будут переживать любые неудачи.
Неудивительно, что и сами юные спортсмены заражаются нездоровым духом соперничества от родителей и от своих чрезмерно усердных тренеров. К
примеру, во время соревнований по волейболу среди девочек игроки семь раз набрасывались на судей. А одна юная теннисистка, которую отстранили от
соревнований, в отместку испортила автомобиль одного из членов судейской коллегии.
Получив замечание за нарушение правил в вольной борьбе, один старшеклассник нанес удар своим лбом в лоб судьи, в результате чего тот потерял сознание. Когда-то детские спортивные игры могли служить эталоном честности и достойного поведения в спорте,— говорит Даррел Бёрнетт, детский психотерапевт и психолог в области спорта.— Теперь все изменилось. Игры перестали быть просто играми.
О чём важно помнить родителям
Родителям важно помнить: дети должны заниматься спортом, чтобы получать радость и крепнуть физически. Но эффект от занятий спортом получается
обратный, когда его превращают в источник стресса, а детей унижают и запугивают, забыв о любви к ним.
Что поможет родителям проявлять благоразумие? Прежде всего, вспомните себя в юные годы. Удавалось ли вам тогда показывать такие же результаты, как спортсменам-профессионалам? Так зачем же требовать этого от сына или дочери? Ведь дети нежны, или слабы. Кроме того, постарайтесь правильно относиться к победам и поражениям.
Один бывший баскетболист, который играл в высшей лиге, призывает родителей спокойнее относиться к успехам и неудачам своих детей: не сердиться, когда они играют плохо, и не слишком торжествовать, когда побеждают. Вместо того чтобы видеть смысл игры лишь в победе, родителям важно думать о радости и о пользе для здоровья, которую приносит детям физическая активность.
Некоторые родители пришли к выводу, что занятия спортивными играми в секциях развивает в детях нездоровый дух соперничества. Но это не значит, что их дети вообще не играют в такие игры.
Совместный отдых всей семьей на лоне природы тоже дает прекрасную возможность для игр. Конечно, такие игры не будут столь захватывающими, как
соревнования, на которых побеждает ваша команда.
Придерживаясь такой разумной позиции в отношении спортивных игр, можно уберечь своих детей от начавшейся эпидемии жестокости. Спортивные игры
должны приносить радость, а не быть источником конфликтов.
Подведение итогов
Если вы читаете подведение вышесказанного, значит у вас хватило терпения дочитать статью «Дети в семье» до конца, а это говорит о вашей заинтересованности и желанием учиться и набираться опыта в воспитании своих детей. Своим терпением и любовью к детям вы делаете мир лучше, а семейные узы ещё крепче. Читать http://shedevriki.ru/op/go/alappo/p/d018
Хочу пожелать вам дорогие родители или будущие родители, мудрости и применения этих знаний на практике в своих семьях. Будьте уверенны, у ВАС всё получиться!
Понравилась статья, дети в семье, поделись с друзьями в социальных сетях.
Желаешь получить больше полезной информации?
Подписывайся на новые статьи, а также заказывай интересующую тебя тему или вопрос Здесь Читать
Смотрите полезное видео