История церкви, взлёты и падения. Статья рассмотрит такие вопросы: Как церковь пыталась поддерживать свое великолепие? Как богатства, стекавшиеся в церковь, влияли на папство?
Реформация: новый виток духовных исканий
«Великая трагедия средневековой церкви в том, что она не смогла идти в ногу со временем. […] Закоснелая и неспособная давать духовное руководство, она стала реакционной, упадочнической и растленной на всех уровнях».
Так в книге «История реформации» описывается могущественная Римско- католическая церковь, власть которой с V по XV век распространялась почти на всю Европу (Stevenson W. The Story of the Reformation).
Как же случилось, что церковь утратила свое влияние и стала «упаднической и растленной»? Почему папы, претендовавшие на роль апостольских преемников, оказались неспособны «давать духовное руководство»? И к чему привел упадок церкви?
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо вспомнить, в каком состоянии находилась тогда церковь и какую роль она играла в поисках истинного Бога.
Церковь в упадке
К концу XV века Римско-католическая церковь с ее приходами, монастырями и школами стала крупнейшим землевладельцем во всей Европе. Известно, что
ей принадлежала половина земельных угодий Франции и Германии, а также две пятых и более земель Швеции и Англии. К чему это привело?
«В конце XV — начале XVI века роскошь и великолепие Рима безмерно возросли и его политическое влияние на какое-то время усилилось»,— говорится в книге
«История цивилизации» (McKay D. A History of Civilization). Однако эта роскошь дорого стоила, и, чтобы не утратить ее, папство вынуждено было искать новые источники доходов.
Историк Вил Дюрант писал:Со всякого, кто получал духовный сан, взыскивались аннаты, то есть ежегодные выплаты (в первый год половина дохода, а в
последующие годы — десятина), которые требовалось посылать папской курии — административным учреждениям, подчиненным римскому папе.
За архиепископский паллий (накидку из белой шерсти, которая удостоверяла и символизировала власть ее владельца) новый архиепископ должен был
выплатить папе круглую сумму. После смерти кардинала, архиепископа, епископа и аббата его личное имущество передавалось папе. […]
За разбирательство или решение какого-либо вопроса папская курия в благодарность ожидала подарок, а порой и само решение зависело от подарка.
Durant W. The Reformation
Из года в год в папскую казну стекались огромные деньги, что в итоге вело к продажности и моральному разложению. В то время говорили, что «даже
папа не может грязью играть и рук не марать», и в истории церкви того периода, по словам одного историка, была «целая плеяда крайне светских пап».
Среди них — Сикст IV (папствовал с 1471 по 1484 год), вложивший изрядный капитал в строительство Сикстинской капеллы, которой присвоил свое имя, и
обогативший своих многочисленных племянников и племянниц; папа Александр VI (папствовал с 1492 по 1503 год), он же скандально известный Родриго Борджа, открыто признавший своих незаконнорожденных детей и сделавший им протекцию; папа Юлий II (1503—1513), племянник Сикста IV, больше
посвящавший себя войнам, политике и искусству, чем своим церковным обязанностям.
Нидерландский богослов-католик Эразм Роттердамский в 1518 году справедливо отметил: «Бесстыдство Римской курии достигло апогея».
Безнравственность и продажность были присущи не только папству. В то время была известна поговорка «Хочешь испортить сына, отдай его в священники». Это подтверждают письменные свидетельства того времени.
По словам Дюранта, в Англии в 1499 году «23 процента тех, кто обвинялся в распутстве… были священники, хотя в целом служители церкви составляли менее 2 процентов населения. Некоторые духовники пытались склонить кающихся женщин к сексуальным связям.
Тысячи священников, а в Германии практически все имели любовниц». (Сравните 1 Коринфянам 6:9—11; Эфесянам 5:5.) Моральный упадок наблюдался и в других сферах жизни. В Испании говорили: «От служителей Христа вряд ли можно что-то получить без денег; за крещение — плати… за венчание — плати, за исповедь — тоже плати. Ничего, даже соборование перед смертью, не получишь без денег!
Бесплатно они и в колокол не позвонят, и в церкви не отпоют. Как видно, для бедняков дорога в Рай заказана». (Сравните 1 Тимофею 6:10.)
Обобщить сказанное о состоянии Римско-католической церкви начала XVI века можно словами Никколо Макиавелли, известного итальянского философа
того времени:
Если бы князья христианской республики сохраняли религию в соответствии с предписаниями, установленными ее основателем, то христианские государства и республики были бы гораздо целостнее и намного счастливее, чем они оказались в наше время.
Невозможно представить большего свидетельства упадка религии, нежели указание на то, что народ, находящийся ближе всех к римской Церкви, являющейся главой нашей религии, наименее религиозен. Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия
Начало реформ
Кризис церкви заметили не только Эразм Роттердамский и Макиавелли, но и сама церковь. Для рассмотрения некоторых жалоб и нарушений созывались церковные соборы, но существенной пользы это не принесло. Папы, купающиеся в лучах собственной славы и могущества, не приветствовали какие-либо перемены.
Если бы церковь лучше следила за чистотой собственного «дома», то не исключено, что Реформации бы вовсе не было. Однако первые реформаторские
идеи зазвучали из среды самой церкви, а также извне её.
В статье я уже упоминал о вальденсах и альбигойцах, которые были признаны еретиками и движение которых было жестоко подавлено. Однако они пробудили в людях протест против неблаговидных дел католического духовенства и желание вновь обратиться к Библии. Такие чувства и стремления двигали первыми реформаторами.
Протест внутри церкви
Джон Уиклиф (ок. 1330—1384), часто называемый «утренней звездой Реформации», был католическим священником и профессором богословия
Оксфордского университета в Англии.
Прекрасно зная о злоупотреблениях в церкви, он в своих трудах и проповедях высказывался против коррупции в монашеских орденах, против папских налогов, против догмата о пресуществлении (веры, что хлеб и вино во время мессы буквально превращаются в тело и кровь Иисуса Христа), против исповеди и против вмешательства церкви в светскую жизнь.
Особенно резко Уиклиф критиковал церковь за пренебрежение обязанностью учить людей библейской истине. Однажды он заявил: «Дай-то Бог, чтобы в
каждой приходской церкви в этой стране была хорошая Библия с хорошим толкованием и чтобы священники внимательно исследовали ее и верно учили
народ Евангелию и Божьим заповедям!»
С этой целью Уиклиф под конец своей жизни взялся за перевод латинской Вульгаты на английский язык.
С помощью своих соратников, особенно Николаса из Херефорда, он издал первую полную Библию на английском языке. Джон Уиклиф, несомненно,
оказал огромнейшую помощь человечеству в поисках Бога.
Труды Уиклифа и отдельные части Библии распространялись по всей Англии странствующими проповедниками, которых часто называли «бедными священниками», потому что они носили простую одежду, ходили босиком и у них не было никакого имущества. Их также прозвали лоллардами.
Это прозвище происходит «от средненидерландского lollaert(d), букв.— бормочущий (молитвы)» (Большая энциклопедия «Терра»). В книге «Лолларды»
отмечается: «За несколько лет их число значительно возросло.
Было подсчитано, что по меньшей мере четверть населения на словах или на деле разделяла их чувства» (The Lollards). Все это, конечно, не ускользнуло от внимания духовенства.
Поскольку Уиклиф занимал видное положение в правящих и ученых кругах, ему дали спокойно умереть в последний день 1384 года, но его последователей ожидала более печальная участь. В Англии при Генрихе IV их признали еретиками, многих заключали в тюрьмы, пытали или сжигали заживо.
Идеи Джона Уиклифа затронули чешского католического священника Яна Гуса (1369?—1415). Он был ректором Пражского университета. Как и Уиклиф, Гус обличал коррупцию Римско-католической церкви и подчеркивал важность чтения Библии. Его взгляды сразу же вызвали гнев духовенства.
В 1403 году власти запретили пропаганду антипапских идей Уиклифа, чьи книги публично сожгли. Гус, однако, продолжал писать свои труды, в которых резко критиковал церковь, в том числе и ее торговлю индульгенциями. В 1410 году он был осужден и отлучен от церкви.
Гус ревностно выступал в поддержку Библии. Он писал: «Восстать против заблудшего папы — значит послушаться Христа». Еще он учил, что истинная
Церковь — это далеко не папа и не Рим. Церковь — «это избранные, тело Христово с главою Христом; невеста Христа, которую он из великой любви
искупил своей собственной кровью». (Сравните Эфесянам 1:22, 23; 5:25— 27.)
Гуса за его деятельность осудили на Констанцском соборе как еретика.
Заявив, что «лучше славно умереть, чем скверно жить», он отказался отречься от веры и был сожжен на столбе в 1415 году. На том же соборе постановили выкопать и сжечь останки Уиклифа, которые уже 30 лет пролежали в могиле.
Еще одним ранним реформатором был монах-доминиканец Джироламо Савонарола (1452—1498) из монастыря Сан-Марко во Флоренции.
Увлеченный духом итальянского Возрождения, Савонарола обличал продажность, процветавшую как в церкви, так и в государстве.
Основываясь на Библии, а также на видениях и откровениях, которые, по его словам, были ему даны, он стремился создать христианское государство, или теократический порядок.
В 1497 году папа предал его анафеме. Через год его арестовали, подвергли пыткам и повесили. Его последними словами были: «Мой Господь умер за мои
грехи, разве я не отдам с радостью свою жалкую жизнь за него?»
Его тело сожгли, а пепел развеяли над рекой Арно. Савонарола недаром назвал себя «предтечей и жертвой», ведь всего через несколько лет пламя Реформации уже полыхало по всей Европе.
В разделённом доме
Разбушевавшиеся вихри Реформации пошатнули основания «христианского» дома в Западной Европе. Почти всецело находясь во власти Римско- католической церкви, этот дом разделился. Юг Европы — Италия, Испания, Австрия и Франция — оставался оплотом католичества.
В других же частях Европы возникли три основных течения: в Германии и Скандинавии — лютеранство; в Швейцарии, Нидерландах, Шотландии и частично во Франции — кальвинизм (или реформатство); в Англии — англиканство.
Наряду с этими появились мелкие, но более радикальные течения: сначала анабаптисты, затем меннониты, гуттерские братья, а также пуритане, которые в свое время переселились в Северную Америку, неся с собой свои религиозные традиции и взгляды.
Со временем эти основные течения разделились на сотни других, образовав известные нам сегодня церкви: Пресвитерианскую, Епископальную, Методистскую, Баптистскую, Конгрегационалистскую и многие другие.
Христианский мир поистине стал разделённым домом. Как же возникли эти
разделения?
Лютер и его тезисы
Если точно указывать день начала Реформации, то это 31 октября 1517 года. Согласно традиции, именно тогда монах-августинец Мартин Лютер (1483—
1546) прибил доску со своими 95 тезисами к дверям дворцовой церкви в Виттенберге в германском княжестве Саксонии. Чем же был вызван такой
необычный поступок? Кто такой Мартин Лютер и против чего он выступал?
Как Уиклиф и Гус, Мартин Лютер был монахом- схоластом. Будучи доктором богословия, он преподавал библеистику в Виттенбергском университете и
снискал славу прекрасного знатока Библии. Он был глубоко убежден, что спасти или оправдать человека может только вера, а не дела и покаяние.
Однако он не думал порывать с Римско-католической церковью. По сути, тезисы Лютера были лишь реакцией на определенные события, а не целенаправленным бунтом. Он выступал против торговли индульгенциями.
Во времена Лютера папские индульгенции свободно продавали не только для живых, но и для умерших. Тогда бытовала поговорка «Чуть только монета в
ларце зазвенит, душа из чистилища вон отлетит».
Для простого народа индульгенции стали своего рода «страховым полисом», защитой от наказания за грех, поэтому необходимость в раскаянии отпадала сама собой. Эразм Роттердамский писал: «Повсюду продается избавление от чистилища, и не только продается, но и навязывается тем, кто не хочет его покупать».
В 1517 году доминиканский монах Иоганн Тецель отправился в Ютербог, что недалеко от Виттенберга, продавать индульгенции. Часть доходов шла на
сооружение собора св. Петра в Риме.
Другая часть шла Альбрехту Бранденбургскому, чтобы он мог отдать занятые деньги, которые были выплачены римской курии за пост архиепископа Майнцского. Тецель проявил все свое мастерство торговца, и к нему стекалось множество людей. Лютер был возмущен.
С помощью простых подручных средств он прибил к дверям церкви доску, на которой написал свои 95 тезисов, тем самым публично выразив протест против такого «балагана».
Свои тезисы Лютер назвал «Диспутом о силе индульгенций». Его целью было не столько бросить вызов церкви, сколько указать на перегибы и превышение власти в связи с продажей папских индульгенций. Это видно из следующих тезисов:
Папа не хочет и не может допустить какую-либо другую муку, помимо тех, которые он установил по своему вкусу…
Потому под этими словами [о полном отпущении всех страданий] папа понимает не вообще все страдания, но лишь те, которые он сам наложил.
Всякий христианин, искренно раскаивающийся и сокрушающийся о своих грехах, имеет полное прощение и без папских индульгенций.
Благодаря новоизобретенному печатному станку эти «взрывоопасные» идеи быстро достигли других частей Германии, а также Рима. Отвлеченные дебаты о
продаже индульгенций вскоре переросли в полемику о вопросах веры и папской власти.
Сначала Римско-католическая церковь вступила с Лютером в спор, призвав его отречься от своих взглядов. Когда Лютер не согласился на это, церковные и светские власти стали оказывать на него давление.
В 1520 году папа издал буллу, или эдикт, в которой Лютеру запрещалось проповедовать, и все его книги приказывалось сжечь. В знак непокорности
Лютер публично сжег папскую буллу. В 1521 году папа отлучил его от церкви.
В конце того же года Лютера вызвали на заседание рейхстага, или парламента, в Вормсе. Его допрашивал император Священной Римской империи, ревностный католик Карл V, шесть германских курфюрстов (князей-избирателей), а также другие представители религиозной и светской власти.
Когда Лютеру еще раз приказали отречься от своих взглядов, он произнес знаменитую фразу: «Если меня не убедят свидетельствами из Священного Писания или очевидными доводами разума… то я не могу и не хочу ни от чего отрекаться, ибо не подобает христианину поступать против совести. Я весь тут перед вами. Я не могу иначе. Да поможет мне Бог. Аминь».
В ответ на это император объявил Лютера вне закона. Однако правитель родного германского княжества Лютера, курфюрст Фридрих Саксонский, пришел ему на помощь и предложил укрыться в замке Вартбург.
Но карательные меры не пресекли распространение идей Лютера. В течение десяти месяцев пребывания в Вартбурге Лютер занимался писательством и
переводом Библии. Он перевел на немецкий язык Греческие Писания, изданные Эразмом. Затем он приступил к переводу Еврейских Писаний. Как же нуждались простые люди в Библии, переведенной Лютером!
Известно, что «за два месяца было продано 5 000 экземпляров Библии, а за двенадцать лет — 200 000 экземпляров». Библия Лютера внесла столь огромный вклад в язык и культуру германского народа, что ее часто сравнивают с «Библией короля Якова», которая безмерно обогатила английский язык и культуру.
После Вормсского рейхстага реформаторское движение обретало все больше сторонников, и в 1526 году император даровал каждому германскому княжеству право выбирать между лютеранством и католичеством. Однако в 1529 году, когда император отменил свое решение, некоторые германские князья выразили протест. Отсюда в Реформацию пришло слово «протестант».
В следующем 1530 году на «Аугсбургском рейхстаге» император попытался
примирить две враждующие партии. Лютеране представили свое вероучение в документе, получившем название «Аугсбургское исповедание веры»,
составленном Филиппом Меланхтоном на основании учений Лютера.
Хотя тон этого документа был в основном примиренческий, Римско-католическая
церковь отклонила его, и пропасть между протестантами и католиками стала непреодолимой. Сторону Лютера заняли многие германские княжества, а вскоре к ним присоединились и скандинавские.
Реформа или революция?
В чем же были основные противоречия между протестантами и католиками? По словам Лютера, их было три.
Первое: Лютер считал, что спасение обретается благодаря «оправданию одной верой» (лат. sola fide), а не через покаяние или отпущение грехов церковью. Читать
Второе: он учил, что прощение даётся исключительно Божьей милостью (sola gratia), а не духовенством или папой.
Третье: Лютер утверждал, что в доктринальных вопросах абсолютным
авторитетом не могут служить ни папа, ни церковные соборы, а только Священное Писание (sola scriptura). Читать
Как отмечается в «Католической энциклопедии», Лютер все же «остался верен многим прежним учениям и традициям, которые можно было как-то согласовать с его особыми взглядами на грех и оправдание» (The Catholic Encyclopedia). Читать
В «Аугсбургском исповедании веры» о лютеранстве сказано:
«Это учение ясно обосновано Священным Писанием и, кроме того, не противоречит единой христианской Церкви, включая также и римскую церковь,
насколько это возможно утверждать из сочинений Отцов Церкви».
Лютеранская вера, как утверждается в «Аугсбургском исповедании», включает в себя такие не библейские учения, как учение о Троице, бессмертной душе и вечных муках, а также такие традиции, как крещение младенцев, церковные праздники и так далее. Читать
Впрочем лютеране требовали и некоторых перемен, например, чтобы во время причащения людям давали хлеб и вино и чтобы целибат, монашеские обеты и обязательная исповедь были упразднены.
В целом, Реформация, которую проповедовали Лютер и его последователи, смогла свергнуть папское иго. Можно сказать, что во главе с Мартином Лютером человечество совершило очередной виток духовных поисков, но до узкого пути истины было еще далеко, ведь, согласно словам Иисуса, «Бог есть Дух, и поклоняющиеся ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоанна 4:24; 8:31, 32; Матфея 7:13, 14).
Реформа Цвингли в Швейцарии
Пока Лютер сражался с папскими послами и представителями светской власти в Германии, католический священник Ульрих Цвингли (1484—1531) начал реформистское движение в швейцарском городе Цюрихе.
До той немецко язычной области уже докатилась волна реформ, пришедшая с севера. Предположительно в 1519 году Цвингли стал выступать против индульгенций, культа Богородицы, целибата и прочих католических доктрин и традиций.
Хотя Цвингли утверждал, что действует независимо от Лютера, во многих вопросах их мнения совпадали, и он распространял трактаты Лютера по всей
стране. Однако, в отличие от более консервативного Лютера, Цвингли выступал за упразднение всякого рода атрибутов католицизма: изображений, распятий, священнических облачений и даже литургической музыки.
Более серьезные разногласия между двумя реформаторами возникли по вопросу евхаристии, или причащения. Слова Иисуса «Сие есть Тело Мое» Лютер трактовал буквально: он верил, что тело и кровь Христа неким чудом реально присутствуют в хлебе и вине во время причащения.
Цвингли же в своем трактате «О Трапезе Господней» доказывал, что слова Иисуса «Сие есть Тело Мое» не что иное, как метафора, и понимать их следует по другому: «хлеб означает мое тело» или «есть символ моего тела». Эта дилемма стала для двух реформаторов яблоком раздора.
Цвингли продолжал проповедовать свои реформистские учения в Цюрихе и многого добился. Другие города вскоре склонились на его сторону, но большинство сельских жителей были консервативны и придерживались католицизма.
Противоборство настолько обострилось, что между швейцарскими
протестантами и сторонниками католицизма вспыхнула гражданская война.
Цвингли, сопровождая войско в качестве священника, погиб в битве при
местечке Каппель близ озера Цуг в 1531 году. Когда наконец воцарился мир, каждой области было дано право решать, какой веры придерживаться —
протестантской или католической.
Анабаптисты, меннониты и гуттерцы
Некоторые протестанты все же считали, что реформаторы не до конца обличили папство и Католическую церковь. Они верили, что христианская церковь должна состоять только из крещеных, ревностных прихожан, а не из всех подряд жителей страны или области.
Поэтому они отвергали крещение младенцев и настаивали на отделении церкви от государства. Они тайно крестили заново своих единоверцев, поэтому их стали называть анабаптистами (греч. ана — «вновь» и вапто́ — «погружаю», «крещу»).
Поскольку они отказывались брать в руки оружие, давать клятвы, занимать государственные должности, в них видели угрозу обществу и они преследовались как католиками, так и протестантами.
Сначала анабаптисты жили небольшими группами в некоторых областях Швейцарии, Германии и Нидерландов. Везде, куда бы они ни направлялись, они
проповедовали свою веру, и их число быстро умножалось.
Одна из групп анабаптистов в религиозном запале, забыв о своих пацифистских взглядах, захватила в 1534 году город Мюнстер и попыталась основать коммуну, полигамное общество — новый Иерусалим.
Это движение вскоре было жестоко подавлено. Анабаптисты завоевали себе дурную славу, и их движение сошло на нет. На самом деле большинство анабаптистов были простыми верующими, стремившимися жить тихо и уединенно.
Среди более организованных преемников анабаптистов были меннониты, последователи голландского реформатора Менно Симонса, а также гуттерские
братья, которыми руководил тиролец Якоб Гуттер. Спасаясь от преследований, некоторые из них эмигрировали в Восточную Европу — Польшу, Венгрию и даже в Россию. Другие бежали в Северную Америку и образовывали там общины гуттерцев и амишей.
Появление кальвинизма
Реформацию в Швейцарии возглавил француз Жан Кальвин, или Ковен (1509—1564). Он познакомился с учениями протестантов в студенческие годы во Франции, в 1534 году из-за религиозных преследований покинул Париж и обосновался в Базеле (Швейцария).
В защиту протестантов он опубликовал свое сочинение «Наставление в христианской вере», в котором резюмировал идеи отцов церкви и средневековых богословов, а также взгляды Лютера и Цвингли. Этот труд стал основой вероучений всех реформатских церквей, распространившихся впоследствии в Европе и Америке.
В «Наставлении» он сформулировал свою теологию. Согласно ей, Бог есть Абсолютный Владыка, чья воля определяет все и руководит всем.
В противоположность этому, падший человек грешен и никак не достоин милости. Поэтому спасение зависит не от добрых дел человека, а от Бога. Так в свете своей доктрины о предопределении Кальвин писал:
Мы говорим, что в Писании четко сказано: Бог в Своем извечном и неизменном совете раз и навсегда определил тех, кому Он пожелал однажды даровать спасение, и тех, кого пожелал обречь на гибель.
Мы утверждаем, что воля Божия в отношении избранных проистекает из Его свободной милости и не учитывает человеческих заслуг; в то время как те, кого Он обрекает на погибель, не допускаются к жизни по справедливому и непогрешимому, но вместе с тем непостижимому суду.
Подобная суровость также отразилась и на других аспектах учений Кальвина. Он настаивал, чтобы христиане вели святую и добродетельную жизнь, воздерживаясь не только от греха, но и от удовольствий и легкомыслия.
Еще он утверждал, что церковь, состоящая из избранных, должна быть освобождена от всех гражданских ограничений и что только через церковь можно построить воистину богоугодное общество.
Вскоре после выхода в свет «Наставления» другой реформатор, Гийом Фарель, убедил Кальвина поселиться в Женеве. Они вместе попытались воплотить
кальвинизм в жизнь. Их целью было превратить Женеву в теократический город с функциями и церкви, и государства. Они установили строгие правила и санкции на все, будь то религиозные наставления, церковные службы или общественная мораль.
Эти правила распространялись даже на санитарию и противопожарную безопасность. Согласно одному историческому труду, «парикмахера за то, что он
сделал, как считалось, неподобающую прическу невесте, заключили в тюрьму на два дня. Мать невесты с двумя женщинами, помогавшими парикмахеру, постигла та же участь. Танцы и игра в карты тоже наказывались магистратским судом». Тех, кто в вопросах богословия расходился с Кальвином, ожидала суровая кара.
Например, известна трагическая судьба испанца Мигеля Сервета, который был сожжён на костре.
«Ошибочность троичности»
В возрасте 20 лет Мигель Сервет (1511—1553), испанец, изучавший медицину и право, издал трактат «Ошибочность троичности» (De Trinitatis erroribus).
В нём он написал, что «не станет использовать слово „Троица“, которое отсутствует в Писании и, похоже, лишь увековечивает философскую ошибку». Он
отверг учение о Троице, «которое нельзя понять, которое по природе вещей немыслимо и которое даже можно рассматривать как богохульство!» Читать
За откровенность высказываний Сервет был осужден католиками. Но арестовали Сервета — кальвинисты. Это они подвергли его пыткам и приговорили к медленной смерти через сожжение.
Кальвин оправдывал свои действия такими словами: «Если паписты, в защите своих суеверий, настолько жестоки и непримиримы, что неистово проливают невинную кровь, то разве христианские магистраты не должны проявлять пущую ревность, защищая несомненную истину». Религиозный фанатизм и ненависть ослепили разум Кальвина и заглушили в нем христианские принципы. (Сравните Матфея 5:44.)
В Женеве Кальвин, вплоть до смерти в 1564 году, пытался переустроить мир согласно своим представлениям, и Реформатская церковь прочно утвердилась. Протестанты, бежавшие от преследований в другие страны, стекались в Женеву, где перенимали кальвинистские взгляды и становились основателями реформаторских движений у себя на родине. Вскоре кальвинизм достиг Франции.
Французские кальвинисты, называемые гугенотами, жестоко преследовались католиками. Под влиянием учений Кальвина в Нидерландах появилась Голландская реформатская церковь.
В Шотландии под ревностным руководством бывшего католического священника Джона Нокса была основана Шотландская пресвитерианская церковь, которая опиралась на учения Кальвина.
Кальвинизм также сыграл видную роль в английской реформации, а из Англии вместе с пуританами идеи Кальвина перекочевали в Северную Америку. Хотя начало протестантскому движению дал Лютер, на его развитие гораздо больше повлиял Кальвин.
Реформация в Англии
Реформация в Англии довольно сильно отличалась от реформаторских течений в Германии и Швейцарии. Ее история своими корнями уходит во времена Джона Уиклифа, чьи разоблачительные проповеди и особый интерес к Библии возбудили в Англии дух протеста.
Вслед за Уиклифом другие тоже пытались перевести Библию на английский язык. Уильям Тиндал, которому пришлось бежать из Англии, в 1526 году сделал перевод Нового Завета.
Позднее в Антверпене он был задушен на столбе, а его тело сожжено. Майлз Кавердейл завершил труд Тиндала, и в 1535 году вышел в свет полный перевод
Библии. Издание Библии на понятном народу языке, несомненно, было наиболее мощной движущей силой английской реформации.
Окончательный разрыв с католицизмом произошел, когда Генрих VIII (1491—1547), которого папа удостоил титула «Защитник Веры», в 1534 году издал «Акт о супрематии», объявив себя главой Англиканской церкви.
Генрих закрыл монастыри и поделил их земли между дворянством. Кроме того, он приказал, чтобы в каждой церкви был экземпляр Библии на английском языке.
Однако Генрих руководствовался скорее политическими, чем религиозными интересами. Он не хотел, чтобы папа диктовал ему свою волю, особенно в вопросах личной жизни. Генрих VIII лишь назывался протестантом, по сути, он во всем оставался католиком.
Во время длительного правления Елизаветы I (1558—1603) Англиканская церковь, став, по сути, протестантской, во многом сохраняла католическую структуру. Она уже не зависела от римского папы, упразднила целибат, исповедь и прочие католические традиции, но сохраняла иерархию епископов и архиепископов, а также монашеские ордены. Такой консерватизм вызвал сильное недовольство и появление раскольнических групп.
Пуритане требовали более радикальных реформ, чтобы очистить церковь от всех католических ритуалов и обычаев, сепаратисты и индепенденты настаивали на том, чтобы делами церкви занимались местные старейшины (пресвитеры).
Многие инакомыслящие бежали в Нидерланды и Северную Америку, где они впоследствии образовали Конгрегационалистскую и Баптистскую церкви. Также в Англии появилось Общество друзей (квакеры), основанное Джоном Фоксом (1624— 1691), и Методистская церковь, основанная Джоном Уэсли (1703—1791).
Наследие Реформации
Рассмотрев три основные направления Реформации: лютеранство, кальвинизм и англиканство,— стоит задуматься над тем, чего же достигла Реформация.
Несомненно, она повлияла на ход европейской истории. «Реформация пробудила в людях возвышенные устремления — жажду свободы и гражданства
более чистого, небесного. Везде, куда проникали протестантские идеи, они способствовали самоутверждению народных масс»,— писал Джон Херст в своей книге «Краткая история Реформации» (Hurst J. Short History of the Reformation).
Многие специалисты считают, что западная цивилизация, какой мы ее знаем сейчас, сформировалась исключительно благодаря Реформации. И тем не менее остается вопрос: что Реформация дала людям в религиозном плане? Помогла ли она человечеству в поисках истинного Бога?
Величайшим достижением Реформации было то, что Библия стала доступна простому народу. Впервые у людей появилась возможность читать все Слово
Бога на родном языке и утолять духовную жажду. Однако просто читать Библию всё же недостаточно. Освободила ли Реформация людей не только от власти папы, но и от ложных религиозных учений, веками довлевших над людьми? (Иоанна 8:32).
Практически все протестантские церкви исповедуют одни и те же Символы веры — Никейский, Афанасьевский или Апостольский. Эти Символы веры
основываются на одних и тех же учениях, которых уже веками придерживается Католическая церковь, таких, как Троица, бессмертная душа и адские муки. Такие небиблейские учения дают искаженное представление о Боге и его замысле.
Вместо того чтобы помочь людям найти путь к Богу, новоявленные секты и течения — детища свободолюбивых веяний Реформации — лишь направили людей в разные стороны. Видя такое огромное число религий, многие засомневались: а есть ли Бог вообще? Вследствие этого в XIX веке общество захлестнула мощная волна атеизма и агностицизма. В следующей статье речь пойдет именно об этом.
Понравилась статья: История церкви, тогда поделись с друзьями в социальных сетях. Желаешь получить больше полезной информации? Подписывайся на новые статьи, а также заказывай интересующую тебя тему или вопрос Читать