Что нужно для мира со всеми людьми? Как можно сохранить мир, когда мы грешим в слове или когда эмоции перехлёстывают через край?
Ищите мира и стремитесь к нему
«Насколько возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Римлянам12:18).
Представьте себе дом с непрочным фундаментом, с прогнившими балками, с просевшей крышей. Хотели бы вы в нём поселиться? Едва ли. Даже если такой дом заново покрасить, он не станет от этого прочнее. Рано или поздно он всё равно рухнет.
С таким домом можно сравнить всякий мир, устанавливаемый людьми. Он зиждется на непрочном основании из обещаний и ухищрений человека, «в
котором нет спасения» (Псалом 145:3).
История человечества — это непрерывная череда конфликтов между народами, между этническими группами и между племенами. Правда, бывали и короткие периоды мира, но что это был за мир?
Каким будет мир, когда два воюющих народа заключают мирное соглашение лишь потому, что один из них терпит поражение или они оба видят, что воевать дальше бессмысленно?
Ненависть, подозрительность и ревность всё равно останутся. Мир, служащий лишь прикрытием враждебности — лишь «новым слоем краски»,— не продлится долго (Иезекииль 13:10).
И тем не менее в этом терзаемом войнами мире существует настоящий мир. Где?
Среди последователей Иисуса Христа — среди истинных христиан, которые прислушиваются к словам Иисуса и стараются подражать его образу жизни
(1 Коринфянам 11:1; 1 Петра 2:21). Читать
Мир, который царит среди истинных христиан различных рас, национальностей и социального положения,— настоящий, потому что он зиждется на мирных
отношениях этих людей с Богом Иеговой, а эти отношения, в свою очередь, основываются на их вере в искупительную жертву Иисуса Христа.
Существующий среди истинных христиан мир — это дар Бога, а не достижение людей (Римлянам 15:33; Эфесянам 6:23, 24).
Это результат того, что они подчиняются «Князю мира», Иисусу Христу, и поклоняются Иегове, «Богу любви и мира» (Исаия 9:6; 2 Коринфянам 13:11). Здесь
Мир не воцаряется среди несовершенных людей автоматически. Именно поэтому Пётр говорил, что каждый христианин должен «искать мира и стремиться к нему» (1 Петра 3:11). Как это можно делать?
На этот вопрос отвечает записанное в древности пророчество. Через пророка Исаию Иегова Бог сказал: «Все сыновья твои будут научены Господом, и великий мир будет у сыновей твоих» (Исаия 54:13; Филиппийцам 4:9).
Да, подлинный мир находят лишь те, кто прислушивается к наставлению Иеговы Бога. Читать
К тому же мир, наряду с «любовью, радостью… долготерпением, добротой, добродетельностью, верой, кротостью, самообладанием»,— это плод Божьего
святого духа (Галатам 5:22, 23).
Его не может быть у тех, кто не любит, не радуется, кто нетерпелив, не доброжелателен, зол, вероломен, жесток или не сдержан.
В мире со всеми людьми
Слово «мир» определяется как «покой, спокойствие».
Это определение можно применить ко множеству ситуаций, в которых нет разногласий. Даже об умершем говорят: «Мир праху его».
Но чтобы жить в мире с собой и с другими, человеку мало быть лишь мирным.
В Нагорной проповеди Иисус сказал: «Счастливы миротворцы, потому что они назовутся „сыновьями Бога“» (Матфея 5:9).
Иисус обращался к людям, которые позднее могли бы стать духовными сыновьями Бога и получить бессмертную жизнь на небе (Иоанна 1:12; Римлянам
8:14—17).
В конечном итоге все верные Богу люди, не имеющие небесной надежды, получат «славную свободу детей Бога» (Римлянам 8:21).
Такую надежду могут питать лишь миротворцы. Быть мирным и быть миротворцем — это не одно и то же.
Миротворец в библейском понимании этого слова — это тот, кто активно содействует миру, иногда даже устанавливает мир там, где его прежде не было.
Помня об этом, давайте рассмотрим совет, данный апостолом Павлом римлянам: «Насколько возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми»
(Римлянам 12:18).
Павел говорил не о том, что римляне должны были просто сохранять спокойствие, хотя это тоже полезно. Павел призывал их стремиться к миру. С кем?
«Со всеми людьми»: с членами семьи, с соверующими, даже с теми, кто не разделял их взглядов. Павел побуждал римлян стремиться к миру с другими,
«насколько возможно с… их стороны».
Нет, он вовсе не хотел, чтобы ради мира они поступались своими убеждениями. Но им следовало находить дружелюбный подход к людям, не подавая им поводов для враждебного отношения.
Христианам нужно было следовать этому совету как в собрании, так и вне его (Галатам 6:10).
В согласии с этим Павел писал: «Всегда стремитесь делать добро друг другу и всем остальным» (1 Фессалоникийцам 5:15).
Как быть в мире, то есть как стремиться к миру, с теми, кто не разделяет библейский взгляд, а может быть, даже противится ему?
Нам нельзя проявлять дух превосходства. Например, вряд ли можно сказать, что мы стремимся к миру с человеком, если говорим о нём в пренебрежительном тоне.
Иегова Бог вынес приговоры организациям и определённым категориям людей, но мы не вправе говорить о ком бы то ни было так, будто он уже осужден. Здесь
Мы не судим людей, даже наших противников. Повелев Титу дать критским христианам совет о том, как вести себя с властями, Павел попросил его
напомнить им «ни о ком не говорить оскорбительно, не быть воинственными, быть благоразумными, относясь ко всем людям со всей кротостью» (Титу 3:1, 2).
Стремление к миру с теми, кто не разделяет нашей веры, открывает прекрасную возможность сделать истину привлекательной для них.
Конечно, мы не ищем дружбы с теми людьми, которые «портят полезные привычки» (1 Коринфянам 15:33).
И всё же нам следует быть вежливыми и относиться ко всем людям с уважением и доброжелательностью.
Петр писал: «Пусть ваше поведение среди других народов и впредь будет образцовым, чтобы за то, за что говорят против вас, как против злодеев, они, благодаря вашим добрым делам, которые они наблюдают, прославили Бога в день, когда он произведёт проверку» (1 Петра 2:12).
Стремится к миру в служении
В I веке христиане были известны своей смелостью. Они не смягчали весть и, сталкиваясь с сопротивлением, были полны решимости подчиняться Богу как
правителю, а не людям (Деяния 4:29; 5:29).
Тем не менее они не путали смелость с грубостью. Посмотрим, как вел себя Павел, когда отстаивал свою веру перед царем Иродом Агриппой II.
Ирод Агриппа занимался кровосмешением со своей сестрой Вереникой. Но Павел не стал читать Агриппе нравоучений. Он сосредоточил внимание на том, что их объединяло, похвалив Агриппу за знание иудейских обычаев и за доверие к пророкам (Деяния 26:2, 3, 27).
Может быть, Павел лицемерно льстил человеку, от которого зависело его освобождение? Нет.
Павел следовал своему собственному совету и говорил истину. Он не сказал Ироду Агриппе ни одного лживого слова (Эфесянам 4:15).
Однако Павел был миротворцем и знал, как стать «всем для людей всякого рода» (1 Коринфянам 9:22). Он хотел отстоять своё право рассказывать другим об Иисусе.
Будучи хорошим учителем, Павел начал с того, в чём они с Агриппой могли бы согласиться.
Тем самым Павел поспособствовал тому, что у безнравственного царя сложилось благоприятное впечатление о христианстве (Деяния 26:28—31).
Как мы можем быть миротворцами в служении? Мы можем, подобно Павлу, избегать споров.
Конечно, иногда приходится «бесстрашно говорить слово Бога», смело отстаивая свою веру (Филиппийцам 1:14). Но чаще всего мы просто проповедуем людям добрую весть (Матфея 24:14).
Поняв истину о замыслах Бога, любой человек может решить для себя отказаться от своих неправильных религиозных представлениях и больше не заниматься нечистыми делами. Читать
Миротворцы в семье
Павел писал, что те, кто вступит в брак, «будут иметь скорби в плоти» (1 Коринфянам 7:28).
Трудности могут быть самыми разными. Например, иногда у супругов могут возникать разногласия. Как быть в таких случаях? Здесь
Нужно стремиться к миру. Миротворец постарается не дать ссоре разгореться. Как? Он будет сдерживать свой язык.
Когда этот небольшой член используется для того, чтобы делать саркастические и колкие замечания, он поистине может превратиться в «неудержимое зло… полное смертоносного яда» (Иакова 3:8). Миротворец использует свой язык, чтобы созидать, а не разрушать (Притчи 12:18).
Все мы не совершенны и подчас говорим то, о чём впоследствии сожалеем.
Когда такое случается, не откладывая исправляйте свои ошибки — поскорее восстанавливайте мир (Притчи 19:11; Колоссянам 3:13).
Не увязайте в «распрях из-за слов» и в «ожесточённых препирательствах» (1 Тимофею 6:4, 5).
Постарайтесь понять суть происходящего и чувства своего супруга. Не отвечайте грубостью на грубость. Помните о том, что «кроткий ответ отвращает гнев» (Притчи 15:1).
Иногда, возможно, нужно поразмышлять над советом, записанным в Притчах 17:14: «Оставь ссору прежде, нежели разгорелась она».
Остановитесь и посмотрите на происходящее как бы со стороны. Позже, успокоившись, вы, скорее всего, сумеете всё уладить мирно.
В каких-то случаях, может быть, стоит обратиться за помощью, например к зрелому христианскому старейшине. Эти опытные, сопереживающие христиане
могут помочь сохранить мир в семье (Исаия 32:1, 2).
Миротворцы в собрании
К сожалению, в I веке некоторые христиане проявляли не дух мира, а наоборот, дух ревности и сварливости.
Иаков писал: «Это не та мудрость, которая нисходит свыше, но земная, животная, демоническая. Ибо где ревность и сварливость, там беспорядок и всё дурное» (Иакова 3:14—16).
Существует мнение, что греческое слово, переведённое здесь как «сварливость», также подразумевает честолюбие, стремление всеми правдами и неправдами добиться видного положения.
Не без оснований Иаков называет сварливость «земной, животной, демонической».
На протяжении всей истории мировые правители проявляли дух сварливости, борясь друг против друга, как дикие звери. Сварливость поистине «земная» и «животная». Она также и «демоническая». Впервые этот коварный дух проявил жаждавший власти ангел, который восстал против Иеговы Бога и стал Сатаной, правителем демонов. Читать
Иаков призывал христиан не давать развиваться в себе духу сварливости, потому что этот дух не несет мира. Иаков писал: «Откуда у вас войны и откуда распри? Не отсюда ли: от стремлений к плотским удовольствиям, воюющих в членах ваших?» (Иакова 4:1).
Под выражением «стремления к плотским удовольствиям» в этом стихе может подразумеваться необузданное стремление к материальным благам или жажда известности, власти и влияния.
Очевидно, некоторые в собрании первых христиан, подобно Сатане, стремились к видному положению. Они не желали прислушиваться к словам Иисуса, который сказал, что его истинные последователи должны вести себя как «меньшие» (Луки 9:48). Такой дух может лишить собрание мира.
Нам сегодня также нужно бороться с тягой к накопительству, с ревностью и с честолюбием. Если мы действительно стремимся к миру, то не будем переживать из-за того, что кто-то в собрании делает что-то лучше нас, и не будем умалять таких людей в глазах других, выражая сомнения в их мотивах.
Если мы обладаем каким-либо талантом, то не станем использовать его для того, чтобы показать своё превосходство над другими, как бы подразумевая, что своим процветанием собрание обязано исключительно нашей опытности и эрудиции.
Такой дух привёл бы к разделениям, он не содействовал бы миру. Миротворцы не выставляют свои способности напоказ, а скромно используют их, чтобы служить своим братьям и прославлять Иегову Бога. Они понимают, что, в конечном счёте, истинные христиане узнаются не по способностям, а по любви. Здесь
(Иоанна 13:35; 1 Коринфянам 13:1—3)
Назначу мир твоими старейшинами
Пример в стремлении к миру подают старейшины собрания. Иегова Бог предсказал о своём народе: «Назначу мир твоими старейшинами и праведность
дающими тебе задания» (Исаия 60:17, НМ).
В согласии с этими пророческими словами те, кто служат христианскими пастырями, усердно стараются содействовать миру. Старейшины могут быть в мире между собой, проявляя мирную и благоразумную «мудрость свыше» (Иакова 3:17).
Старейшины в собрании имеют разное происхождение и разный жизненный опыт, поэтому по некоторым вопросам они могут расходиться во мнениях. Означает ли это, что у них нет мира?
Не означает, если в такой ситуации они ведут себя правильно. Миротворец скромно выскажет своё мнение, а затем уважительно выслушает мнения
других. Он не будет настаивать на своём, а тщательно обдумает мнение брата.
Если не нарушается никакой библейский принцип, то различные точки зрения вполне допустимы. Поэтому, если мнения расходятся, миротворец уступит и
поддержит решение большинства. Так он докажет, что благоразумен (1 Тимофею 3:2, 3).
Опытные старейшины знают, что гораздо важнее сохранить мир, чем настоять на своём.
Старейшины содействуют миру в собрании тем, что помогают членам собрания и не подвергают их дела не обоснованной критике.
Конечно, иногда кого-то нужно в чём-то исправлять (Галатам 6:1). Но главное, не в том, чтобы вразумлять. Любящие старейшины стараются видеть в других хорошее. Они ценят усердный труд соверующих и уверены, что те делают всё, что в их силах (2 Коринфянам 2:3, 4).
Итак, мы стремимся сохранять мир в семье, в собрании и в отношениях с теми, кто не разделяет наших убеждений, со всеми людьми.
Смотрите полезное видео