Религия ислама

Религия ислама
Религия ислама

Религия ислама и её влияние на человечество. Статья рассмотрит такие вопросы: Как широко распространён сегодня ислам? Что означает слово «ислам»? Что означает слово мусульманин? 

Ислам: путь к Богу через покорность

«Во имя Аллаха милостивого, милосердного!» Так переводятся с арабского приведенные вверху слова Корана. Далее в тексте говорится: «Хвала — Аллаху, Господу миров, милостивому, милосердному, царю в день суда! Тебе мы поклоняемся и просим помочь! Веди нас по дороге прямой, по дороге тех,
которых Ты облагодетельствовал, не тех, которые находятся под гневом, и не заблудших» (сура 1:1—7, Крч).

Так начинается первая, «Открывающая» («ал-Фатиха») сура Корана — священной книги мусульман. Представители ислама составляют одну пятую часть мирового населения; правоверные мусульмане не раз повторяют эти слова во время своих пяти ежедневных молитв. Насколько же часто тогда эти слова звучат на нашей планете!

Согласно некоторым данным, в мире насчитывается более 1,25 миллиарда мусульман, что делает ислам одной из крупнейших религий мира. Судя по
всему, ислам также самая быстрорастущая религия в мире, она набирает популярность в Африке и странах Запада.

Для мусульман слово «ислам» проникнуто особым смыслом. Оно означает «покорность», «вверение» или «предание себя» (воле Аллаха). По мнению
одного историка, это слово «отражает настрой и чувства тех, кто внимает проповеди Мухаммада». Слово «мусульманин» означает «тот, кто исповедует
ислам».

Мусульмане верят, что их религия — вершина откровений, в древности ниспосланных свыше благочестивым евреям и христианам. Правда, в некоторых
вопросах исламские учения расходятся с Библией, хотя Коран и ссылается как на Еврейские, так и на Греческие Писания. Чтобы лучше понять ислам, нужно узнать, как, где и когда он взял свое начало.

Коран и Библия

«Ниспослал Он тебе писание в истине, подтверждая истинность того, что ниспослано до него. И ниспослал Он Тору и Евангелие раньше в руководство для
людей и ниспослал Различение» (сура 3:2, Крч).

«Практически во всем историческом повествовании Корана прослеживаются параллели с Библией… Адам, Ной, Авраам (он упоминается около 70 раз в 25
сурах, и его именем названа сура 14), Измаил, Лот, Иосиф (которому посвящена сура 12), Моисей (его имя упоминается в 34 сурах), Саул, Давид, Соломон, Илия, Иов и Иона (его именем названа сура 10) — все описаны в Коране как особенные, выдающиеся люди.

О сотворении и грехопадении Адама упоминается пять раз, о Потопе и о Содоме — восемь. Стоит отметить, что с Пятикнижием в Коране больше параллелей, чем с какой-либо другой частью Библии.

Из новозаветных персонажей в Коране упоминаются лишь Захария, Иоанн Креститель, Иисус (Иса) и Мария.

Сравнительный анализ… коранического и библейского текстов… не выявляет текстовых заимствований» (History of the Arabs).

Призвание во пророки

Муха́ммад родился на территории нынешней Саудовской Аравии, в городе Мекка (араб. Макка), примерно в 570 году н. э. Его отец, Абдаллах, умер еще до его рождения, а мать, Амина, скончалась, когда ему было около 6 лет. Арабы в то время поклонялись Аллаху, и религиозным центром у них была Кааба — храм в долине Мекки, простое сооружение кубической формы.

Там находился черный метеорит, почитаемый как святыня.

Согласно книге «История арабов», мусульмане верят, что «основание Каабе положил Адам в соответствии с образцом свыше, а после Потопа этот храм был восстановлен Авраамом и Измаилом» (Hitti P. History of the Arabs). Кааба стала святилищем с 360 идолами — каждый из которых соответствовал определенному дню в лунном календаре.

Повзрослев, Мухаммад подверг сомнению распространенные в то время религиозные взгляды и обычаи. Джон Носс в своей книге «Религии
человечества» (Noss J. Man’s Religions) пишет: «[Мухаммада] беспокоили непрестанные распри из-за вопросов религии и чести между курейшитскими
вождями [Мухаммад принадлежал к их племени].

Еще больше его возмущали религиозные пережитки арабов, оставшиеся от политеизма и анимизма идолопоклонство, распутные празднества, вошедшие в обычай пьянство, азартные игры и танцы, а также захоронение живыми новорожденных девочек — обычай, распространившийся не только в Мекке, но и по всей Аравии». (Смотрите суру 6:137.)

На пороге сорокалетия на Мухаммада снизошло озарение. Он нередко уединялся для раздумий в пещере на горе Хира в окрестностях Мекки. По его
словам, в один из таких моментов он и был призван служить пророком. Согласно преданию, именно там ангел (позднее стали считать, что это был Джибрил, или Гавриил) велел ему «читать» во имя Аллаха. Мухаммад отказался, тогда ангел «схватил его с силой и стиснул — было невыносимо больно».

Ангел вновь обратился к нему с теми же словами. Мухаммад не отвечал, и ангел снова стал «душить его». Это повторялось три раза, пока с его языка не стали слетать слова. Считается, что так началось ниспослание откровений, которые составили Коран. Другое предание гласит, что Божье откровение Мухаммаду возвещалось звоном колокола (Аль-Бухари А. Сахих. Глава I).

Ниспослание Корана

Каким, согласно преданию, было первое откровение, данное Мухаммаду? Знатоки ислама обычно сходятся в том, что это были первые пять стихов 96-й
суры «ал Аляк», или «Сгусток [крови]», которая начинается словами (Прх):

Читай и возгласи!
Во имя Бога твоего, Кто сотворил —
Кто создал человека из сгустка.
Читай! Господь твой — самый щедрый!
Он — Тот, Кто человеку дал перо и научил письму,
А также обучил тому, что он не знал.

Согласно первой главе «Сахиха», Мухаммад ответил: «Я не умею читать!» Поэтому ему пришлось запомнить откровения и повторять их по памяти.
Арабы очень хорошо умели запоминать тексты, и Мухаммад не был исключением. Как долго он получал откровения, составившие Коран? Считается, что они снисходили на него в течение 20—23 лет, начиная примерно с 610 года до его смерти в 632 году н. э.

Как свидетельствуют мусульманские источники, получив откровение, Мухаммад тут же повторял его тем, кто был рядом с ним. А те люди в свою очередь хранили откровения в своей памяти, периодически повторяя их, чтобы не забыть.

Поскольку арабы еще не научились делать бумагу, откровения Мухаммада записывались на простых доступных средствах: верблюжьих лопаточных костях, пальмовых листьях, дереве или пергаменте. Лишь после смерти пророка под руководством его сподвижников и преемников Коран обрел форму, знакомую нам сегодня. Это было во время правления трех халифов, духовных лидеров мусульман.

Переводчик Мухаммад Пикталл пишет: «Все суры Корана были записаны еще при жизни Мухаммада, и многие мусульмане хранили весь текст Корана в своей памяти. Записи же отдельных сур находились у разных людей, и, когда во время войн… погибали многие из тех, кто знал Коран наизусть, весь текст вновь полностью собирали и записывали».

Нормы жизни мусульман регулируются тремя авторитетными источниками — Кораном, хадисами и шариатом. Мусульмане считают, что Коран на арабском — откровение Божье в чистейшем виде, поскольку, по преданию, именно на этом языке Бог говорил через ангела Джибрила.

В суре 43:2 (Сбл) сказано: «Мы изложили его на арабском языке для того, чтобы вы понимали». Поэтому любой перевод, по утверждению мусульман, умаляет ценность Корана и его чистота утрачивается. Некоторые исламские богословы даже отказываются переводить Коран, считая, что «перевод — это всегда измена».

Поэтому, по словам преподавателя исламской истории Джона Уильямса, «мусульмане искони отвергали идею перевода Корана, а порой даже запрещали
любые попытки передать его содержание на другом языке».

Три основы вероучения и руководства

Священный Коран, согласно преданию, был ниспослан в откровениях Мухаммаду ангелом Джибрилом и его смысл, а также арабский текст имеют Божественное происхождение.

Хадисы, или Сунна,— «рассказы о поступках, изречениях и невысказанных одобрениях (такрир) Пророка… составленные во II веке [г. х.] в виде записанных хадисов. Следовательно, хадис — это предание, основанное на случае из жизни или высказывании Пророка». К хадисам также относят предания о делах и высказываниях всех «сподвижников Мухаммада и их преемников». Ниспосланным свыше в хадисах считается лишь смысл (History of the Arabs).

Шариат — это комплекс закрепленных в Коране и Сунне предписаний, которые определяют убеждения, формируют религиозную совесть и нравственные
ценности мусульман, а также выступают источниками норм, регулирующих их поведение. «Все действия человека разделяются на пять правовых категорий:

1) обязательные (фард) [совершение которых похвально и несовершение наказуемо];

2) желательные (мандуб) [совершение которых похвально, но несовершение не наказуемо];

3) разрешенные (джаиз) [безразличные для законодателя];

4) недостойные (макрух) [совершение которых нежелательно, но ненаказуемо];

5) запретные (махзур) [совершение которых наказуемо]» (History of the Arabs).

Распространение ислама

Новая религия Мухаммада встретила ожесточенное сопротивление. Жители Мекки, даже его соплеменники, отвергли его. После 13 лет вражды и преследований он переместил центр своей деятельности к северу от Мекки, в город Ясриб, позднее получивший название аль-Мадина (Медина), или «город пророка».

Это переселение, или хи́джра, произошедшее в 622 году н. э. стало одним из главных событий в истории ислама, впоследствии дата этого события послужила точкой отсчета для исламского календаря.

В конце концов, когда в январе 630 года н. э. (8 г. х.) Мекка сдала свои позиции и Мухаммад стал ее правителем, влияние пророка утвердилось.

Сосредоточив в своих руках духовную и светскую власть, он смог очистить Каабу от идолов и сделать ее святыней в Мекке, к которой и по сей день стекаются паломники.

В течение нескольких десятилетий после смерти Мухаммада, наступившей в 632 году н. э., ислам распространился на территории нынешнего Афганистана и даже Туниса, на севере Африки. К началу VIII века религия, основанная на Коране, проникла на Пиренейский полуостров и достигла границы нынешней Франции.

Профессор Ниниан Смарт пишет: «С человеческой точки зрения, достижения арабского пророка, жившего в VI—VII веках после Христа, поразительны. Этот человек дал начало новой цивилизации. Мусульмане же видят в этом промысл и достижение Аллаха» (Smart N. Background to the Long Search).

Смерть Мухаммада вызывает раскол

Когда же Мухаммад умер, наступил кризисный период. Он не оставил после себя сына или неоспоримого преемника. Филип Хитти в своей «Истории арабов» пишет: «Халифат [власть халифа] — извечная проблема ислама. Не менее актуальна она и сегодня. […] По словам мусульманского историка Шахрастани [1086—1153], „больше всего крови в исламе было пролито именно из-за споров о халифате (имамате)“».

Как же проблема высшей мусульманской власти разрешилась тогда, в 632 году н. э.? В той же книге отмечается: «(8 июня 632 года) знать, стихийно собравшаяся в Медине, избрала халифом Абу Бакра».

Преемник пророка должен был стать правителем, или халифом (калифом). Однако вопрос о законном преемнике Мухаммада стал причиной разделений
в рядах мусульман. Так, в отношении высшей власти сунниты опираются на принцип согласия всей общины, и не считают, что халифами обязательно
должны быть прямые потомки пророка.

Поэтому они убеждены, что первые три халифа — Абу Бакр (тесть Мухаммада), Омар (советник пророка) и Осман (зять пророка) — были законными преемниками Мухаммада.

Эта точка зрения оспаривается шиитами. По их мнению, власть должна наследоваться лишь кровными родственниками пророка, по линии его
двоюродного брата и зятя Али ибн Абу Талиба, первого имама (духовного руководителя и преемника), который женился на любимой дочери Мухаммада,
Фатиме.

У Али и Фатимы родились сыновья Хасан и Хусейн, внуки Мухаммада. Шииты также утверждают, что «с самого начала Аллах и его пророк указали на Али как на единственного законного преемника, но три халифа обманом завладели его законной властью» (History of the Arabs). Конечно, сунниты смотрят на этот вопрос иначе.

А что стало с Али? Когда он правил как четвертый халиф (656—661), между ним и Муавийей (наместником Сирии) началась борьба за власть. Они вступили в сражение, но затем, во избежание пролития крови среди мусульман, вынесли свои споры на третейский суд.

Согласие Али на третейский суд ослабило его позиции и вызвало недовольство у многих его последователей, в том числе у хариджитов, или «отделившихся», которые стали его заклятыми врагами.

В 661 году н. э. один из восставших хариджитов убил Али отравленным клинком. Между суннитами и шиитами — представителями двух направлений в исламе — возникла непримиримая вражда. Сунниты избрали себе вождя из богатого мекканского рода Омейядов, не состоявшего в родстве с пророком.

Шииты считали Хасана, старшего внука Мухаммада, его законным преемником. Однако Хасан отказался от престола и был убит. Его брат Хусейн стал новым имамом, но тоже погиб от руки омейядов 10 октября 680 года н. э.

По мнению шиитов, он пал мучеником за веру, и память о нем по сей день чтится
приверженцами «Шиат Али» («партии Али»). Они считают, что Али был истинным преемником Мухаммада и первым «имамом [вождем], которого Бог оградил от грехов и ошибок». Али и его преемников шииты считали безукоризненными учителями, обладавшими «божественным даром непогрешимости».

Основная часть шиитов признает лишь 12 имамов, последний из которых, Мухаммад ал-Мунтазар, в 878 году н. э. «исчез в пещере великой мечети в
Самарре. Потомства он не оставил». Так «он стал скрытым (мустатир) или ожидаемым (мунтазар) имамом […]

В определенное время он вернется в виде махди́ («ведомого истинным путем»), чтобы возродить истинный ислам, завоевать весь мир и провозгласить недолгий золотой век перед концом всего» (History of the Arabs).

Каждый год шииты отмечают день мученической смерти имама Хусейна. Они всячески истязают себя, например колют и режут себя ножами и саблями.

Современные шииты известны своей ревностной приверженностью исламским традициям. Однако они составляют лишь 20 процентов от общего числа мусульман в мире, большинство представителей ислама — сунниты.

Теперь давайте обратим внимание на некоторые исламские учения и на то, как вера влияет на повседневные дела и поступки мусульман.

Всевышний — Бог, а не Иисус

Три главные монотеистические религии мира — это иудаизм, христианство и ислам. К началу VII века н. э., когда жил Мухаммад, первые две религии, с точки зрения пророка, уклонились от «дороги прямой». По утверждению некоторых толкователей, в словах Корана «Веди нас по дороге… не тех, которые находятся под гневом, и не заблудших» звучит осуждение евреев и христиан (сура 1:7, Крч). Почему?

Как отмечается в комментарии к этому стиху в одном из переводов Корана, «люди писания сбились с истинного пути: евреи нарушили свой Завет и изрекли великую ложь на Марию и Иисуса… а христиане вознесли Иисуса, посланника, сделав его равным Богу» посредством учения о Троице (сура 4:153—176).  Читать

Главное учение ислама кратко выражено в шахаде, или символе веры, которую каждый мусульманин знает наизусть. Шахада звучит: «Ла илаха илла Ллаху ва Мухаммадун расулу Ллахи» («Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммад — посланник Аллаха»).

Это согласуется со словами из Корана: «Бог ваш — Бог единый, нет божества, кроме Него, милостивого, милосердного!» (сура 2:163, Крч).

За 2 000 лет до того схожая мысль прозвучала в призыве к Израилю: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Второзаконие 6:4). Здесь

Ещё за 600 лет до Мухаммада Иисус Христос повторил эту главную заповедь, как записано в Марка 12:29, и нигде в Писании не говорится, что Иисус называл себя Богом или делал себя равным ему (Марка 13:32; Иоанна 14:28; 1 Коринфянам 15:28).

О Боге в Коране говорится: «Веруйте же в Аллаха и Его посланников и не говорите — три! Удержитесь, это — лучшее для вас, поистине, Аллах —
только единый Бог» (сура 4:171, Крч). Однако стоит отметить, что истинное христианство тоже не проповедует Троицу. Это исконно языческое учение было
перенято вероотступническим христианским миром после смерти Христа и апостолов.  Читать

Душа, воскресение, рай и ад

Согласно исламскому вероучению, у человека есть душа, которая переселяется в загробный мир. В Коране говорится: «Аллах приемлет души в миг их смерти, а души тех, в ком смерть не наступила, во время сна Он держит у Себя, и души тех, кому Он смерть назначил, Он оставляет у Себя» (сура 39:42, Прх).

В то же время сура 75 полностью посвящена «ал-Кийама», или воскресению мертвых. В ней есть такие слова: «Днем Воскресения клянусь… Ужель уверен человек, что Мы костей его не соберем?.. И вопрошает он: „Когда ж День Воскресения наступит?“ […] Ужель умерших Он не может воскресить?» (сура 75:1, 3, 6, 40, Прх).

В согласии с учениями Корана, души постигает разная участь: одних ожидает блаженство в небесном райском саду, другие обречены на адские муки в огне. В Коране говорится: «И вопрошает: „Когда наступит День Господнего Суда?“ То будет День, когда их испытаниям подвергнут над адовым огнём!

Вкусите ваше испытанье! Ведь это — то, с чем торопили вы» (сура 51:12—14, Прх). «Им — наказание в сей жизни, и, несомненно, более жестоким им будет наказание в другой,— им нет защиты от Аллаха!» (сура 13:34, Прх). Звучит вопрос: «Как объяснить тебе, каков он, этот Ров? Слепящим пламенем горит он!» (сура 101:10, 11, Прх).

Эта ужасная участь описывается в подробностях: «Поистине, тех, которые не веровали в наши знамения, мы сожжем в огне! Всякий раз, как сготовится их кожа, мы заменим им другой кожей, чтобы они вкусили наказания. Поистине, Аллах — великий, мудрый!» (сура 4:56, Крч).

А вот ещё одно описание: «Поистине, геенна — есть засада… [место], в котором они пробудут века, не вкушая там ни прохлады, ни питья, кроме кипятку и гною» (сура 78:21, 23—25, Крч).

Мусульмане верят, что души умерших попадают в барзах («преграду»). Согласно комментарию к одному изданию Корана, «преграда» означает «место или состояние, в котором находятся люди после смерти до Судного дня» (сура 23:101, 102, Крч).

Душа там находится в сознании, и люди, при жизни злонамеренные, претерпевают так называемое «наказание могилой». Души же правоверных обретают вечную усладу. Однако праведники тоже должны принять некоторые муки за немногие грехи, совершенные в земной жизни.

Пройдя эту промежуточную ступень, каждый получит свой вечный жребий в Судный день.

В отличие от грешников, правоверным обещается жизнь в небесных райских садах. «А тех, которые уверовали и творили благое, мы введем в сады, где внизу текут реки, вечно пребывающими там» (сура 4:57, Крч).

«Обитатели рая сегодня, поистине, своим делом наслаждаются. Они и их супруги в тени возлежат на ложах» (сура 36:55, 56, Крч). «После Закона, в Псалтири Мы написали, что землю примут в наследие праведные рабы мои» (сура 21:105,
Сбл).

Интересно, что в одном издании Корана в комментарии к этой суре приводится ссылка на Псалом 24:13 и 36:11, 29, а также на слова Иисуса в Матфея 5:5. Упоминание о «супругах» наводит нас ещё на один вопрос.

Единобрачие или многожёнство?

Обязательно ли многоженство у мусульман? Хотя Коран разрешает многоженство, многие мусульмане имеют лишь одну жену. В результате
кровопролитных войн многие женщины оставались вдовами, поэтому Коран предусматривал многоженство: «А если вы боитесь, что не будете справедливы
с сиротами, то женитесь на тех, что приятны вам, женщинах — и двух, и трёх, и четырёх.

А если боитесь, что не будете справедливы, то — на одной или на тех, которыми овладели ваши десницы» (сура 4:3, Крч).

Биограф Мухаммада, Ибн Хишам, упоминает, что пророк женился на состоятельной вдове Хадидже, которая была старше его на 15 лет. Потом у него было еще много жен. После его смерти осталось девять вдов.

В исламе существует еще одна форма брака — мута. В книге «Наш ислам» говорится, что это «особое соглашение на временный брак, заключающееся
между мужчиной и женщиной посредством предложения и согласия. При этом точно назначается приданное, как и в случае соглашения на постоянный брак» (Al-Rafii M. Islamuna).

Сунниты называют его браком для удовольствий, а шииты — временным браком. В той же книге говорится: «Дети [от такого брака] считаются законными и имеют те же права, что и дети от постоянного брака». Вероятно, такие временные браки практиковались в дни Мухаммада с его разрешения.

Сунниты утверждают, что позднее такие браки были запрещены, но имамиты, приверженцы крупнейшей шиитской группы, до сих пор считают их законными. Многие все же заключают временные браки, особенно когда мужчина надолго разлучается с женой.

Жизненный уклад мусульман

Жизнь мусульман опирается на пять столпов, или главных обязанностей, а также на шесть основ веры. Одна из обязанностей состоит в том, что правоверный пять раз в день совершает молитву (намаз), обратившись в сторону Мекки.

В священный день (пятницу), когда с минарета раздается призывный голос муэдзина, мужчины стекаются в мечеть для молитвы. Сегодня во многих мечетях с минарета звучит запись, а не голос живого человека.

Шесть столпов веры

1. Вера в единого Бога, Аллаха (сура 23:116, 117).
2. Вера в ангелов (сура 2:177).
3. Вера в богооткровенные книги: Тору, Евангелие, Псалтырь, свитки Авраама, Коран.
4. Вера во многих пророков, но в одну весть. Адам был первым пророком. В число других пророков входят Авраам, Моисей, Иисус и «печать пророков» —
Мухаммад (сура 4:136; 33:40).
5. Вера в Судный день, в который все умершие восстанут из могил.
6. Вера в предопределенность как добра, так и зла. Ничто не происходит без соизволения Бога.

Пять столпов ислама

1. Словесное исповедание веры (шахада): «Нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха» (сура 33:40).

2. Молитва (намаз, или салят), которую совершают пять раз в день, обратившись в сторону Мекки (сура 2:144).

3. Милостыня (закят) — обязательство отдавать часть доходов или стоимости имущества (сура 24:56).

4. Пост (саум), соблюдается особенно в течение священного месяца Рамадана (сура 2:183—185).

5. Паломничество (хадж). Раз в жизни каждый мусульманин должен совершить паломничество в Мекку. От хаджа освобождаются только больные и
неимущие (сура 3:97).

Мечеть (араб. масджид) — или мусульманский храм,— по словам короля Саудовской Аравии Фахда ибн Абд аль-Азиза, «есть краеугольный камень для
воззвания к Богу». Он назвал мечеть «местом моления, исследования, ведения юридических и судебных дел, проповеди. Там дается совет, руководство,
обучение и подготовка. […] Мечеть — сердце мусульманского общества».

Такие храмы сегодня можно встретить по всему миру. Один из наиболее
знаменитых — Мескита. Это мечеть в Кордове (Испания). На протяжении веков она была крупнейшей в мире. Сегодня в центре этой мечети расположен
католический собор.

Конфликты: с христианством и в христианстве

Начиная с VII века ислам стал распространяться на запад — в Северную Африку, а также на восток — в Пакистан, Индию, Бангладеш и даже в Индонезию. При этом ислам вступил в конфликт с воинствующей Католической церковью, которая совершала Крестовые походы с целью отвоевать Святую землю у мусульман.

В 1492 году монаршая чета Фердинанд и Изабелла завершили католическую Реконкисту (отвоевание испанских земель).

Мусульманам и евреям пришлось либо сменить веру, либо бежать из страны. От взаимной веротерпимости, которая существовала в Испании при мусульманах, под натиском католической инквизиции не осталось и следа. Однако ислам не прекратил свое существование. В XX веке он возродился, стал распространяться и набирать силу.

В то время как ислам все больше распространялся, Римско-католическая церковь переживала глубокий внутренний кризис, пытаясь сохранить единство
в своих рядах.

А на пороге стояли новые события, которым предстояло пошатнуть монолит церкви: изобретение печатного станка и появление Библии на языке простого народа. В следующей статье будет обсуждаться, что способствовало дальнейшему расколу христианской церкви.

Понравилась статья: Религия ислама, тогда поделись с друзьями в социальных сетях. Желаешь получить больше полезной информации? Подписывайся на новые статьи, а также заказывай интересующую тебя тему или вопрос  Читать

Здесь Библия онлайн

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
anatolij-lappo.vkrugudruzei.ru
вКругуДрузей.ру — поиск друзей и одноклассников. Нас 17 миллионов!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *