Как бороться с завистью?

Как бороться с завистью?
Как бороться с завистью?

Как бороться с завистью и почему это нужно делать? Чему нас учат библейские примеры и с кем мы можем себя сравнивать?                                                                                      Книга — Думай и Богатей !

Зависть

Чувство досады и раздражения, вызванное достатком, благополучием, превосходством, положением или репутацией другого. Завистливый человек хочет иметь то, что есть у других. Ему может казаться, что они не имеют права владеть тем, чего он так страстно жаждет.

Еврейское слово кина́ в зависимости от контекста может означать «рвение», «ярость», «требование исключительной преданности», «ревность» или «зависть» (2Цр 19:31; Пс 79:5; Чс 25:11; 5:14; Иов 5:2), а греческое слово фто́нос всегда имеет отрицательный оттенок (Рм 1:29).

Склонность к зависти — одно из проявлений грешной природы человека (Иак 4:5). Зависть часто ведёт к ненависти. Зависть филистимлян к благополучию Исаака привела к тому, что они, исполнившись злобы, завалили колодцы, из которых он брал воду для своих отар и стад. В конце концов филистимский царь потребовал, чтобы Исаак ушёл из той местности (Бт 26:14—16, 27).

Из зависти к тому, что Моисей и Аарон пользовались у народа уважением и занимали почётное положение, Корей, Дафан и Авирон обрушились на них со
злобными упреками (Чс 16:1—3; Пс 106:16—18).

Видя, что народ откликается на служение Иисуса, старшие священники и многие иудейские старейшины исполнились зависти. Это чувство завладело ими настолько, что они отдали Божьего Сына Пилату, чтобы тот вынес ему смертный приговор (Мф 27:1, 2, 18; Мк 15:10).

Если человек начинает учить тому, что противоречит учениям Иисуса Христа, это порождает зависть. Для такого человека важнее продвигать собственные взгляды, чем воздавать славу Богу. Возникающая в результате зависть может выражаться в попытках очернить истинных христиан, сводя на нет весь их
труд и благотворное влияние (1Тм 6:3, 4).

Апостолу Павлу приходилось противостоять тем, кто имея неправильные побуждения, проповедовал Христа из зависти. Такие люди завидовали Павлу и
стремились подорвать его репутацию и авторитет как апостола. Они пытались сломить дух заключённого в тюрьму Павла и привести его в уныние. Они
надеялись за его счёт подняться в глазах других, чтобы достичь своих эгоистичных целей (Фп 1:15—17).

Чем опасна зависть?

Зависть опасна. Те, кто достигают своих целей обманом и насилием, могут какое-то время жить в безопасности и достатке, не жалуясь на здоровье. Даже смерть таких нечестивых людей может быть лёгкой, без сильных мук.

Кто-то из Божьих служителей, думая, что в его жизни не всё так благополучно, как у них, может начать им завидовать и, подобно псалмопевцу Асафу, постепенно забыть о том, какая это честь — исполнять волю Бога (Пс 73:2—14).

Неудивительно, что в Библии неоднократно говорится о том, почему не следует завидовать нечестивым и вставать на их путь. Ведь те, кто поступают неправедно, исчезают так же быстро, как засыхает трава под палящим солнцем (Пс 37:1, 2).

При всём их благополучии такие люди отвратительны для Иеговы Бога и прокляты им (Пр 3:31—33). У них нет будущего (Пр 23:17, 18; 24:1, 19, 20).

О печальной участи завистливого человека во вдохновлённой Богом притче говорится: «Человек с завистливыми [букв. «плохими; злыми»] глазами
гонится за богатством, а не знает, что его постигнет нужда» (Пр 28:22).

Если у человека завистливые глаза, то его действительно ожидает нужда. Стремясь во что бы то ни стало достичь уровня жизни тех, кому он завидует,
такой человек поступается принципами праведности и тем самым вредит себе.

Даже если ему удастся разбогатеть, его богатство временное — он не сможет унести его с собой в могилу. Получается, он гонялся за богатством напрасно. По словам Иисуса, «завистливый [букв. «злой»] глаз» относится к злу, которое «исходит изнутри и оскверняет человека» (Мк 7:22, 23).  Читать

Зависть перечисляется среди отвратительных дел плоти, которые мешают человеку наследовать Царство Бога (Гл 5:19—21).

Все, кто исполнен зависти, «достойны смерти» (Рм 1:29, 32). Однако с помощью Божьего духа со склонностью к зависти можно бороться (Гл 5:16—18, 25, 26; Тит 3:3—5; 1Пт 2:1).

Зависть — чувство, которое может отравить мышление

Она была у Наполеона Бонапарта. У Юлия Цезаря. У Александра Македонского. При всей их славе и могуществе сердце каждого из них было отравлено ядом зависти.

«Наполеон завидовал Цезарю, Цезарь — Александру Македонскому, а тот, осмелюсь предположить, завидовал Геркулесу, который никогда не
существовал»,— написал английский философ Бертран Рассел. Зависть может овладеть каждым — независимо от того, насколько он богат, талантлив и успешен в жизни.

В одном библейском справочном труде объясняется, чем отличается зависть от ревности: «Слово „ревность“ подразумевает желание быть не хуже других,
а слово „зависть“ — желание лишить другого того, чем он обладает».

Завистливый человек не просто желает того, что имеют другие, он хочет, чтобы у них этого не было.

Важно узнать, как зависть может поселиться в нашем сердце и к чему это может привести. Ещё более важно узнать, как не позволить ей овладеть нами.

Что может раздуть пламя зависти?

«Склонность к зависти» есть у всех несовершенных людей, однако определённые факторы могут её усилить (Иак. 4:5). Указывая на один из них, апостол Павел написал: «Не будем становиться тщеславными, не будем подстрекать друг друга к соперничеству и друг другу завидовать» (Гал. 5:26).

Да, нашу врождённую склонность к зависти может усилить соперничество.

Чему нас учат библейские примеры?

В Библии содержится много предостерегающих примеров (1 Кор. 10:11). Рассмотрев некоторые из них, можно увидеть, как зависть возникает и как она
может отравить жизнь тем, кто позволяет ей развиться.

Например, первый сын Адама и Евы, Каин, разозлился, когда Иегова Бог принял жертву Авеля, а его жертву не принял. Каин мог бы поступить правильно, но, ослеплённый завистью, он убил своего брата (Быт. 4:4—8). Понятно, почему Библия говорит, что Каин «был от Злого», Сатаны! (1 Иоан. 3:12).

Десять братьев Иосифа завидовали тому, что отец любил его больше их. Они возненавидели Иосифа ещё больше, когда он рассказал им свои пророческие сны. Они даже захотели убить его! В конце концов они продали своего брата в рабство и жестоко обманули отца, сказав, что Иосиф мёртв (Быт. 37:4—11, 23—28, 31—33).

Годы спустя они, признавая свою вину, говорили между собой: «Несомненно, мы виновны в том, что стало с нашим братом, ведь мы видели страдание его души, когда он молил нас о пощаде, но не захотели его слушать» (Быт. 42:21; 50:15—19).

Другой пример. У Корея, Дафана и Авирона зависть возникла, когда они стали сравнивать свои почётные обязанности с теми, которые были доверены
Моисею и Аарону. Они обвинили Моисея в том, что он хотел «быть полновластным князем» и возвышался над другими (Чис. 16:13).

Это была ложь (Чис. 11:14, 15). Иегова Бог лично назначил Моисея. А эти мятежники завидовали положению Божьего пророка. Их зависть привела к тому, что Иегова Бог уничтожил их (Пс. 106:16, 17).

Царь Соломон увидел, как далеко может зайти человек, одержимый завистью. Одна женщина, у которой умер новорождённый ребёнок, попыталась обмануть женщину, жившую с ней в одном доме, подложив ей своего мёртвого ребёнка и забрав у неё живого.

Во время судебного разбирательства лгунья даже согласилась, чтобы живого ребёнка убили. Однако Соломон понял, кто настоящая мать, и повелел отдать ребёнка ей (1 Цар. 3:16—27).

Зависть может привести к ужасным последствиям. Из рассмотренных библейских примеров видно, что она может породить ненависть, несправедливость и толкнуть человека на убийство. Кроме того, ни в одном из тех случаев человек, которому завидовали, не заслуживал плохого обращения.

Действенное противоядие

Развивайте горячую любовь. Апостол Пётр побуждал христиан: «Теперь же, когда вы очистили свои души через послушание истине и поэтому имеете нелицемерную братскую любовь, горячо любите друг друга от всего сердца» (1 Пет. 1:22).

Какой должна быть эта любовь?

Апостол Павел написал: «Любовь долготерпелива и добра. Любовь не ревнива, не хвастлива, она не превозносится, не ведёт себя неприлично, не ищет своего» (1 Кор. 13:4, 5).

Если христианин развивает такую любовь, то в его сердце не останется места для склонности завидовать (1 Пет. 2:1). Ионафан не завидовал Давиду, потому что «полюбил его, как свою душу» (1 Сам. 18:1).

Сравниваешь ли ты себя с другими?

Кто из нас не встречал человека, который выглядит лучше, чем мы, учится лучше, быстрее всё схватывает или кажется более популярным? Есть люди, которым, похоже, всегда сопутствуют друзья и успех. У кого-то здоровье на зависть или интересная работа, больше денег или новее машина.

А может, кто-то просто выглядит более счастливым. И тут мы невольно сравниваем себя с ними. Можно ли этого избежать? И нужно ли? Если да, то почему? И как быть довольным собой, не сравнивая себя с другими?

Почему мы сравниваем и когда?

Во-первых, мы соизмеряем себя с другими ради чувства собственного достоинства или чтобы потешить самолюбие. Мы чувствуем удовлетворение, видя, что мы не хуже других.

Во-вторых, мы это делаем, чтобы придать себе уверенности, понять, на что способны и где пределы наших возможностей. Мы смотрим, чего достигли другие. Если они в чём-то похожи на нас и кое-чего добились в жизни, мы думаем, что тоже можем себе ставить подобные цели.

Чаще всего мы сравниваем себя с людьми, похожими на нас: с теми, кого знаем и с кем мы одного пола и близки по возрасту и положению в обществе.

И гораздо меньше с теми, с кем у нас большая разница. То есть обычная девушка-подросток скорее всего будет сравнивать себя со школьными подружками, а не с топ-моделью, а знаменитая манекенщица не станет равнять себя с подростком.

В чём обычно мы сопоставляем себя с другими? Да в чём угодно, что ценится в нашей среде, будь то интеллект, красота, деньги, одежда. Но прежде всего в том, что нас волнует. Если мы не коллекционируем марки, то, скорее всего, и не позавидуем большой коллекции марок у кого-то из наших знакомых.

Сравнивание вызывает целый спектр чувств — от удовлетворения до подавленности, от восхищения и желания подражать до неловкости и даже вражды.

Некоторые из этих переживаний вредны и несовместимы с христианскими качествами.  Читать

Сравнение ради соперничества

Некоторые люди хотят, чтобы результаты сравнений непременно были в их пользу. Это признак того, что они поддались духу соперничества. Они хотят
быть лучше других и не успокоятся, пока не почувствуют, что так оно и есть.

Не очень-то приятно находиться в обществе таких людей. Дружба с ними не
клеится, отношения натянутые. Да, им недостает смирения, но это ещё полбеды, ведь такое поведение может унижать других и вызывать у них чувство
неполноценности. Выходит, что такие люди пренебрегают библейским советом относительно любви к ближнему (Матфея 18:1—5; Иоанна 13:34, 35).

Дать понять, что человек — неудачник, значит причинить ему боль. Одна писательница заметила, что «неудачи переносятся гораздо болезненнее, если
кажется, что другие люди в тех же обстоятельствах добиваются успеха».

Получается, что дух соперничества производит зависть, обиду и негодование на других из-за их имущества, состояния, положения, репутации, превосходства и тому подобного. Это вызывает ответное соперничество, и — круг замкнулся. Библия осуждает подстрекательство к соперничеству (Галатам 5:26).

Чтобы укрепить подорванное самоуважение, завистник умаляет достижения своего соперника. Такая реакция может казаться мелочью, но, если человек
её не осознаёт и не пресекает, она может привести к тяжкому греху.

Давайте обратим внимание на два случая из истории, когда люди испытывали зависть.

Живя среди филистимлян, Исаак был благословлен «стадами мелкого и стадами крупного скота и множеством пахотных полей, и Филистимляне стали завидовать ему».

Дело кончилось тем, что они засыпали колодцы, которые вырыл ещё отец Исаака, Авраам, и попросили Исаака уйти с их земли (Бытие 26:1—3, 12—16). Зависть филистимлян была вредной и злой. Они не могли стерпеть того, что рядом с ними кто-то процветает.

Столетиями позже Давид отличился на поле боя. Израильские женщины стали прославлять его подвиги. Они пели: «Саул победил тысячи, а Давид — десятки тысяч!»

Хотя женщины прославляли и Саула, но такое сравнение он расценил как унизительное, и в его сердце родилась зависть. Он затаил злобу на Давида и вскоре совершил первую попытку его убить. К каким только злодеяниям не приводит зависть! (1 Царств 18:6—11).

Стало быть, если, равняясь на других, на их достижения и преимущества, мы испытываем что-то близкое к зависти, нужно насторожиться! Бог не одобряет
это вредное чувство. Как же ему сопротивляться? Прежде чем это выяснить, давайте разберемся, что ещё заставляет нас сравнивать себя с другими.

Самооценка и удовлетворенность

«Умный ли я? обаятельный? образованный? спортивный? авторитетный? приятный? И до какой степени?» Стоя перед зеркалом, мы редко задаём подобные вопросы.

Но всё же одна писательница говорит, что «такие вопросы мы себе задаём подсознательно и находим более или менее удовлетворительные ответы».

Человек, который не знает, на что способен, может думать об этом без всякого соперничества и зависти. Просто он так себя оценивает. Это не обязательно плохо. Но при этом лучше не сравнивать себя с другими.

У нас разные способности, и это естественно. Всегда будут люди, которые, кажется, лучше нас. Поэтому, вместо того чтобы с досадой смотреть на других,
нужно оценивать, насколько мы соответствуем Божьим праведным нормам, которые являются надёжным ориентиром в том, что хорошо и что плохо.

Иегове Богу интересно, что представляет собой каждый из нас в отдельности. Ему нет нужды с кем-то нас сравнивать. Апостол Павел советует нам: «Но
каждый пусть покажет своё собственное дело, и тогда у него будет повод радоваться глядя только на себя, не сравнивая себя с другим» (Галатам 6:4).

Борись с завистью

Раз мы все несовершенны, то могут потребоваться постоянные и упорные усилия, чтобы сопротивляться зависти.

В Священном Писании говорится: «Честь оказывайте друг другу первыми».

Это легко сказать, но не легко сделать. Апостол Павел, который признавал свои грешные склонности, говорил, что ему приходится «бичевать тело свое и
порабощать его», чтобы бороться с ними (Римлянам 12:10; 1 Коринфянам 9:27).

Мы, возможно, боремся с желанием соперничать. Чтобы развивать положительный настрой, нужно молиться. Нужно просить Иегову помочь нам «не думать о себе более, чем необходимо думать» (Римлянам 12:3).

Помогает также изучение Библии и размышление. Размышлять можно о будущем Рае, который обещал Бог. Тогда все будут жить в мире, у всех будет крепкое здоровье и вдоволь еды, у всех будут удобные дома и замечательная работа (Псалом 45:9, 10; 71:7, 8, 16; Исаия 65:21—23).

Будет ли у нас тогда желание соперничать? Едва ли. Просто не будет повода. Хотя Иегова Бог не сообщил во всех подробностях, какой тогда будет жизнь,
у нас есть все основания полагать, что каждый человек сможет достичь целей, к которым влечёт его сердце.

Кто-то любит звёзды, кто-то изящные поделки. Зачем же нам друг другу завидовать? Всё, что сделают наши ближние, будет нас вдохновлять, а не
раздражать. Чёрная зависть станет делом прошлого.

Если мы ждём этого времени, о котором обещает Библия, не нужно ли тогда уже сейчас развивать в себе правильный настрой? Если не будет духа соперничества в Божьем новом мире, то самое разумное — избегать его уже сегодня.  Читать

Так можно ли вообще сравнивать себя с другими? Бывает ли это иногда оправданным?

Полезные сравнения

Чаще всего сравнение приводит к горькому унынию, но не всегда. Обрати внимание на пожелание апостола Павла, чтобы мы «подражали тем, кто верой и терпением наследует обещания» (Евреям 6:12).  Читать

Равняясь на древних верных служителей Иеговы Бога, мы сможем развить в себе прекрасные душевные качества. Конечно, без сравнений здесь не обойтись. Но оно поможет нам увидеть области, в которых ещё нужно улучшиться.

Взять Ионафана. В каком-то смысле у него были причины завидовать. Как старший сын израильского царя Саула, Ионафан сам имел перспективу стать
царём. Однако Иегова Бог выбрал Давида, который был на 30 лет его моложе.

Вместо того чтобы затаить недовольство, Ионафан одарил Давида своей
бескорыстной дружбой и поддержкой. Ионафан был поистине духовным человеком (1 Царств 19:1—4).

В отличие от своего отца, который рассматривал Давида как соперника, Ионафан видел руку Иеговы Бога и подчинялся его воле. Он не сравнивал себя с Давидом, и не говорил: «Почему Давид, а не я?»

«Любовь есть зависти великий враг,— сказал социолог Франческо Альберони.— Если мы кого-то любим, то хотим ему добра, и счастливы, когда счастлив и успешен он».

Если мы чувствуем, что тот, кем мы восхищаемся, в чём-то нас превосходит, и пытаемся чернить или критиковать его, то велика вероятность, что мы ему завидуем.

Никто из несовершенных людей не может подавать совершенный пример. Поэтому Писание говорит: «Подражайте Богу как дети возлюбленные».

«Христос пострадал за вас, оставив вам пример, чтобы вы в точности следовали по его стопам» (Эфесянам 5:1, 2; 1 Петра 2:21).  Читать

Иегова Бог и его Сын Иисус Христос подают пример любви, теплоты, сочувствия и смирения. Вот чему нам надо подражать.

Нужно находить время, чтобы сравнивать свои личные качества, цели и образ действия с качествами, целями и образом действия Иеговы Бога и его Сына.

Это обогатит нашу жизнь, даст надёжное руководство, стабильность и безопасность и поможет стать по-настоящему зрелыми людьми (Эфесянам 4:13).

Если мы сосредоточены на примере Иеговы и Иисуса, то будем менее склонны сравнивать себя с другими людьми.  Читать

Смотрите полезное видео

Здесь Библия онлайн

Здесь живут сайты

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
anatolij-lappo.vkrugudruzei.ru
вКругуДрузей.ру — поиск друзей и одноклассников. Нас 17 миллионов!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *