Что такое высокомерие?

Что такое высокомерие?
Что такое высокомерие?

Что такое высокомерие и почему гордость ставит преграды между людьми? Как Бог поступает с высокомерными людьми и как Библейские примеры учат проявлять смирение?

Цена гордости насколько высока?

Приходилось ли тебе когда-нибудь общаться с человеком, который сознательно пытался тебя унизить? Возможно, кто-то — начальник, администратор, ответственный работник или даже родственник — смотрел на тебя свысока и проявлял к тебе явное пренебрежение.

Какие чувства ты испытывал к этому человеку? Приятно ли тебе было иметь с ним дело? Конечно, нет! Почему? Потому что гордость ставит преграды между людьми и разобщает их.

Тот, кем движет гордость, постоянно старается принизить других, таким образом пытаясь показать собственное превосходство. Такой человек редко отзовётся о ком-то с похвалой. Он непременно добавит какое-нибудь критическое замечание, например: «Всё бы хорошо, если бы только не такая-то твоя слабость или такой-то недостаток».

В книге «Золотые мысли, облечённые в серебряные слова» («Thoughts of Gold in Words of Silver») говорится, что гордость — «всепоглощающий порок. Она пагубно влияет на человека, постепенно вытесняя его привлекательные качества».

Стоит ли удивляться тому, что рядом с гордым человеком чувствуешь себя неуютно? Ценой гордости нередко становится отсутствие настоящих друзей.

«Смиренного же человека любят окружающие — если его смирение искреннее, а не притворное»,— отмечается в той же книге. Эти мысли созвучны тому, что говорит Библия: «Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь» (Притчи 29:23).

Хотя гордость отражается на дружеских отношениях и на уважении со стороны окружающих, намного важнее другое: как она влияет на взаимоотношения
человека с Богом. Как Бог относится к гордым, высокомерным и самонадеянным? Горд человек или смирен — важно ли это для Бога?

Урок смирения

Составитель книги Притчей писал под вдохновением Бога: «Погибели предшествует гордость, и падению — надменность. Лучше смиряться духом с
кроткими, нежели разделять добычу с гордыми» (Притчи 16:18, 19).

Случай, произошедший с сирийским военачальником Нееманом, который жил во времена израильского пророка Елисея, подтверждает мудрость этих слов.

Нееман страдал проказой. В поисках исцеления он отправился в Самарию, надеясь, что там его примет сам Елисей. Однако, вопреки ожиданиям Неемана,
пророк послал к нему своего слугу, передав через него, чтобы Нееман семь раз омылся в реке Иордан. Нееман был оскорблён таким советом и отношением к себе.

Неужели пророк не мог сам выйти и поговорить с ним, вместо того чтобы посылать слугу? Разве сирийские реки уступают Иордану? Гордость Неемана была уязвлена. Как же он поступил? К счастью, мудрый совет помог ему побороть гордость. «Пошел он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребёнка, и очистился» (4 Царств 5:14).

Иногда даже небольшое смирение щедро вознаграждается.  

Цена высокомерия

Проявляя гордость, мы не просто упускаем что-то полезное и нужное — цена её бывает намного выше. Есть ещё одна разновидность гордости, которая на
греческом языке передаётся словом и́врис.

Согласно словам специалиста по греческому языку Уильяма Баркли, слово «и́врис означает сочетание гордости, высокомерия и презрения с жестокостью; это качество побуждает человека унижать других».

В Библии мы можем найти яркий пример такой гордости. Её проявил Аннон, царь аммонитский. В труде «Понимание Писания» говорится следующее:

«Давид, помня о доброте, которую проявил к нему Наас, послал своих слуг утешить Аннона в его скорби по умершему отцу. Но князья убедили Аннона, что со стороны Давида это не что иное, как уловка с целью разведать город; и Аннон надругался над слугами Давида, обрив им половину бороды, обрезав
наполовину, до бёдер, их одежды, и после этого отослал назад».

По словам Баркли, «подобное обращение — яркое проявление и́врис. Это было и оскорблением, и надругательством, и публичным унижением» (2 Царств 10:1—5).

Да, гордый человек склонен быть высокомерным, унижать других. Ему доставляет удовольствие бессердечно и жестоко обижать кого-то и злорадствовать, видя, как тот человек страдает от неловкости и унижения.

Но если ты унижаешь кого-то или лишаешь его чувства собственного достоинства, это приносит двойной вред. Ты, скорее всего, не только теряешь друга, но и приобретаешь врага.

Разве допустимо истинному христианину проявлять подобного рода гордость, уязвляющую других, если его Учитель велел: «Возлюби ближнего твоего, как
самого себя»? (Матфея 7:12; 22:39).

Это полностью противоречит всему тому, чему учат Бог и Иисус Христос. По этому поводу Баркли заметил: «И́врис — это такой вид гордости, который
побуждает человека ни во что не ставить Бога». Именно такая непомерная гордость говорит: «Нет Бога» (Псалом 13:1).

А в Псалме 9:25 написано: «В надмении своём нечестивый пренебрегает Господа: „не взыщет“; во всех помыслах его: „нет Бога!“» Подобная гордость, или высокомерие, отделяет человека не только от друзей и родных, но и от Бога. Поистине высокая цена!  Читать

Не поддавайся губительному влиянию гордости

Гордость многолика: она может возникнуть из-за национализма, расизма, классовых и кастовых различий; предметом гордости может стать образование,
материальное благополучие, авторитет или власть. Так или иначе, гордость легко может завладеть тобой и испортить твой характер.

Многие производят впечатление смиренных людей, пока имеют дело с равными или с теми, кто занимает более высокое положение. Но что происходит, когда такой, казалось бы смиренный, человек получает власть?

Неожиданно он превращается в деспота, отравляющего жизнь тем, кто, как он полагает, стоит ниже его!

Такое может произойти, когда кто-то надевает форменную одежду или носит знаки, свидетельствующие о полномочиях, которыми он наделён.

Даже служащие государственных учреждений могут проявлять высокомерие по отношению к тем, кто к ним обращается, считая, что люди должны служить им, а
не наоборот. Гордость может сделать нас суровыми и чёрствыми, а смирение — добрыми.

Иисус мог бы быть гордым и суровым со своими учениками. Ведь ему, совершенному человеку, Сыну Бога, приходилось иметь дело с несовершенными
людьми, импульсивными и нетерпеливыми. Но с каким призывом он обратился к тем, кто его слушал?

«Придите ко Мне, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим; ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко» (Матфея 11:28—30).

Стараемся ли мы всегда следовать примеру Иисуса? Или бываем суровыми, непреклонными, деспотичными, строгими, гордыми? Стремись, подобно Иисусу,
поддерживать других, а не вызвать у них чувство подавленности. Не поддавайся губительному влиянию гордости.

Можно ли из всего сказанного заключить, что любая гордость предосудительна?

Чувство собственного достоинства и самомнение

Гордость также определяется как «чувство собственного достоинства, самоуважения» («Большой толковый словарь русского языка» под редакцией С. А.
Кузнецова).

Иметь чувство собственного достоинства — значит уважать самого себя, то есть считаться с мнением окружающих, а также заботиться о своём внешнем виде и о репутации. Справедливы слова пословицы: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты».

Если ты предпочитаешь общаться с теми, кто неопрятен, ленив, груб, допускает сквернословие, то станешь похожим на них. Их отношение к жизни скажется на тебе, и, как и тем людям, тебе будет недоставать чувства собственного достоинства.

Конечно, есть и другая крайность — гордость, которая порождает самомнение и тщеславие. Книжники и фарисеи времён Иисуса гордились своими традициями и показным благочестием.

Иисус говорил о них: «Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих чтобы
казаться более набожными; также любят предвозлежания на пиршествах, и председания в синагогах, и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди
звали их: учитель! учитель!» (Матфея 23:5—7).

Гордость в разумных пределах вполне приемлема. Но важно помнить: Иегова Бог видит не только то, каким человек старается казаться, но и его сердце
(1 Царств 16:7; Иеремия 17:10).

Быть праведным в собственных глазах не значит быть праведным с точки зрения Бога. Поэтому встаёт вопрос: как мы можем развивать истинное смирение и избегать гордости, цена которой так велика?

Размышление над Библейскими примерами поможет каждому проанализировать самого себя.  Читать

Не позволяй сердцу возгордиться

«Бог высокомерным противится» (Иакова 4:6).

Бывало ли, что из-за какого-то события твоё сердце переполнялось гордостью? Многим из нас знакомо это приятное чувство. Временами испытывать гордость вполне нормально. Например, когда родители читают грамоту, в которой сказано, что их дочь отличается хорошим поведением и прилежно учится, их лица просто светятся: так они радуются её успехам.

Апостол Павел и другие братья гордились новым собранием, которое они помогли основать и которое проявляло стойкость в преследованиях
(1 Фессалоникийцам 1:1, 6; 2:19, 20; 2 Фессалоникийцам 1:1, 4).

Эти примеры показывают, что гордость может быть вызвана радостью в связи с каким-то событием или приобретением. Однако чаще причиной гордости бывает чрезмерное самолюбие, чувство превосходства из-за способностей, внешности, богатства или положения в обществе.

Это проявляется в высокомерном поведении и заносчивости. Такой гордости нам, как христианам, конечно, нужно остерегаться. Почему? Потому что у всех нас есть врождённая склонность к эгоизму — её мы унаследовали от нашего прародителя Адама (Бытие 8:21).

Вследствие этого в нашем сердце может легко развиться неуместная гордость. Например, христиане не должны допускать, чтобы они стали гордиться своей национальностью, благосостоянием, образованием, способностями или какими-то достижениями. Такого рода гордость неправильна и неугодна Иегове Богу(Иеремия 9:23; Деяния 10:34, 35; 1 Коринфянам 4:7; Галатам 5:26; 6:3, 4).

Есть ещё одна причина остерегаться неуместной гордости. Если позволить ей зародиться в нашем сердце, она может перерасти в совершенно неприемлемую гордость — высокомерие. Что это такое?

Высокомерный человек испытывает чувство превосходства и пренебрежительно относится к тем, кого считает ниже себя (Луки 18:9; Иоанна 7:47—49).

Иисус упомянул высокомерие наряду с другими пороками, исходящими «из сердца» и «оскверняющими человека» (Марка 7:20—23). Христиане, конечно,
не хотят допустить, чтобы в их сердце развилось высокомерие.

Избегать высокомерия тебе поможет размышление над библейскими примерами людей, проявлявших это качество. Так ты сможешь быстрее обнаружить
неуместное чувство гордости, которое, возможно, в тебе есть или могло бы развиться со временем. Это поможет тебе прогонять мысли и чувства,
порождающие в сердце высокомерие.

Как следствие, ты не пострадаешь, когда Бог будет действовать в согласии со своими словами: «Я выведу из тебя всех, кто горд и высокомерен, и не будешь больше превозноситься… на Моей святой горе» (Софония 3:11, Смысловой перевод).

Как Бог поступает с высокомерными?

Отношение Бога к высокомерию можно также увидеть из того, как он поступал с могущественными правителями, каким был, например, фараон. Вне сомнения, фараон имел высокомерное сердце. Он считал себя богом, достойным поклонения, и потому с пренебрежением относился к своим рабам, израильтянам.

«Кто такой Иегова, чтобы я послушался гласа Его и отпустил Израиля?» — надменно говорил фараон (Исход 5:1, 2, ПАМ).  Читать

После шестой казни Иегова Бог повелел Моисею обратиться к египетскому правителю с такими словами: «Ты всё ещё превозносишься над Моим народом,
не хочешь его отпустить?» (Исход 9:17, Ветхий Завет. Перевод с древнееврейского).

Затем Моисей объявил о седьмой казни — о граде, опустошившем землю. Даже когда израильтян после десятой казни отпустили, фараон передумал и бросился в погоню. В конце концов фараон и его армия оказались в ловушке.

Представь, что они, должно быть, чувствовали, когда волны Красного моря сомкнулись над ними! К чему привело высокомерие фараона? В его отборном
войске говорили: «Побежим от Израильтян, потому что Иегова сражается за них против Египтян» (Исход 14:25, ПАМ).

Иегова Бог унизил и других надменных правителей. Одним из них был ассирийский царь Сеннахирим (Исаия 36:1—4, 20; 37:36—38). В своё время
Ассирия была завоёвана вавилонянами, но два высокомерных вавилонских царя были унижены тоже.

В Библии описывается пир, который устроил царь Валтасар. Он и его гости пили вино из сосудов, взятых из храма Иеговы, и славили вавилонских богов.

Вдруг из ниоткуда появилась кисть руки и стала что-то писать на стене. Пророк Даниил, которого попросили растолковать загадочную надпись, напомнил
Валтасару:

«Всевышний Бог даровал отцу твоему Навуходоносору царство… Но когда сердце его надмилось… он был свержен с царского престола своего и лишён славы своей, и ты, сын его Валтасар, не смирил сердца твоего, хотя знал всё это» (Даниил 5:3, 18, 20, 22). В ту же самую ночь мидо-персидская армия захватила Вавилон и Валтасар был убит (Даниил 5:30, 31).

А вот примеры других высокомерных людей, которые с презрением относились к народу Иеговы Бога. Это филистимский великан Голиаф, первый князь при персидском дворе Аман и правивший в Иудее царь Ирод Агриппа. За своё высокомерие они были наказаны Богом: все трое умерли унизительной
смертью (1 Царств 17:42—51; Есфирь 3:5, 6; 7:10; Деяния 12:1—3, 21—23).

То, как Иегова Бог поступил с этими надменными людьми, подтверждает библейская истина: «Погибели предшествует гордость, и падению —надменность» (Притчи 16:18).

Нет никаких сомнений, что «Бог высокомерным противится» (Иакова 4:6).

В отличие от высокомерных правителей Египта, Ассирии и Вавилона, царь Тира одно время поддерживал хорошие отношения с народом Бога. Во время правления Давида и Соломона он даже давал умелых работников и материал для постройки царского дома и Божьего храма (2 Царств 5:11; 2 Паралипоменон 2:11—16).

Печально, но спустя какое-то время жители Тира обратились против народа Иеговы. Почему такое произошло? (Псалом 82:4—8; Иоиль 3:4—6; Амос 1:9, 10).

Возгордилось сердце твоё

Иегова Бог повелел пророку Иезекиилю разоблачить династию тирских царей и объявить им приговор. В обращении, адресованном «царю Тирскому», есть слова, относящиеся и к тирской династии, и к тому, кто был самым первым предателем,— к Сатане, который «не устоял в истине» (Иезекииль 28:12; Иоанна 8:44).

Когда-то Сатана был одним из верных Богу духовных созданий — небесных сыновей Иеговы. Через Иезекииля Иегова Бог дал понять, что было главной
причиной отступничества и тирской династии, и Сатаны.

В Библии мы читаем: «Ты находился в Едеме, в саду Божьем; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями… Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять… Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. От обширности торговли твоей внутреннее твоё исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя… херувим осеняющий… От красоты твоей возгордилось сердце твоё, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою» (Иезекииль 28:13—17). Здесь

Да, тирские цари, исполненные высокомерия, в обращении с народом Иеговы стали творить неправду. Тир — центр торговли — чрезвычайно разбогател и
прославился своими великолепными товарами (Исаия 23:8, 9). Цари Тира возомнили о себе слишком много и начали притеснять народ Бога.

Подобным образом, у духовного создания, ставшего Сатаной, была мудрость, необходимая для выполнения любого задания от Бога. Но вместо того чтобы
быть благодарным Богу, этот ангел «возгордился» и начал презирать его образ правления (1 Тимофею 3:6). Он так много о себе возомнил, что им овладело желание того, чтобы Адам и Ева поклонялись ему. Порочное желание, зачав, родило грех (Иакова 1:14, 15).

Сатана соблазнил Еву съесть плод с дерева — единственного, плоды с которого Бог не разрешил есть. Затем через Еву Сатана добился того, что запретный плод съел Адам (Бытие 3:1—6). Так первая человеческая пара отвергла право Бога быть их правителем: в сущности они стали поклоняться Сатане.

Его высокомерие не знает границ. Он всегда пытался добиться того, чтобы все разумные создания на небе и на земле, включая Иисуса Христа, поклонялись ему, отвергнув тем самым владычество Иеговы Бога (Матфея 4:8—10; Откровение 12:3, 4, 9).

Итак, мы видим, что высокомерие — от Сатаны, оно — основная причина греха, страданий и морального разложения в сегодняшнем мире. Являясь «богом
этой системы вещей», Сатана продолжает создавать все условия для развития у людей неуместной гордости и высокомерия (2 Коринфянам 4:4).

У него осталось мало времени, и он знает это. Он ведёт войну против истинных христиан с той целью, чтобы они отвернулись от Бога, стали самолюбивыми, самонадеянными и высокомерными. В Библии было предсказано, что такие эгоистичные черты будут отличать людей в эти «последние дни» (2 Тимофею 3:1, 2; Откровение 12:12, 17).

Иисус Христос смело говорил о пагубных последствиях высокомерия, впервые проявленные Сатаной. По крайней мере три раза в присутствии самодовольных противников он высказал принцип, согласно которому Иегова Бог поступает с людьми: «Всякий возвышающий себя будет смирён, а смиряющий себя будет возвышен» (Луки 14:11; 18:14; Матфея 23:12).

Храните своё сердце от высокомерия

Вы, наверное, заметили, что выше говорилось о том, как высокомерие проявляли видные люди. Означает ли это, что обычные люди высокомерию не подвержены? Конечно, не означает.

Рассмотрим, что произошло в семье Авраама. У этого патриарха не было наследника, а его жена, Сарра, уже вышла из детородного возраста. В то время
было обычным, когда мужчина в такой ситуации брал ещё одну жену, чтобы иметь от неё детей. Бог допускал такие браки, поскольку тогда ещё не пришло
время утвердить первоначальную норму в отношении браков между истинными служителями Бога (Матфея 19:3—9).

По просьбе своей жены Авраам согласился произвести наследника от её служанки, египтянки Агари. Агарь, вторая жена Авраама, забеременела. Она,
безусловно, удостоилась чести, и ей следовало быть благодарной за это. Вместо того она позволила, чтобы её сердце стало высокомерным.

В Библии сказано: «Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою».

Это привело к раздорам в семье Авраама, и в конце концов Агарь убежала от Сарры. Но эта проблема была разрешима. Ангел Бога сказал Агари: «Возвратись к госпоже своей и покорись ей» (Бытие 16:4, 9). Агарь, судя по всему, так и поступила. Смирившись, она изменила своё отношение к Сарре и стала прародительницей множества.

Как видно из случая с Агарью, высокомерие может быть следствием того, что обстоятельства меняются к лучшему. Урок очевиден: даже христианин,
служивший Богу с чистым сердцем, разбогатев или получив власть, может стать высокомерным. Этому может поспособствовать то, что другие хвалят его за
успехи, ум или таланты.

Да, христианину нужно следить за тем, чтобы в его сердце не поселилось высокомерие. Это особенно важно, если он в чём-то преуспел или его наделили большей ответственностью.

Наиболее веская причина остерегаться высокомерия — это отношение Бога к этой черте. В его Слове сказано: «Гордость очей и надменность сердца,
отличающие нечестивых,— грех» (Притчи 21:4).

Интересно, что в Библии содержится особое предостережение для христиан, «богатых в нынешней системе вещей»: «не надмеваться умом», то есть не
быть высокомерными (1 Тимофею 6:17; Второзаконие 8:11—17).

А не богатым христианам нужно остерегаться того, чтобы их глаз стал завистливым; им следует помнить, что высокомерие может развиться у любого — и у богатого, и у бедного (Марка 7:21—23; Иакова 4:5).

Как и другие порочные черты, высокомерие может разрушить хорошие отношения с Иеговой. Взять к примеру первую половину правления царя Озии:
«Делал он угодное в очах Господних… и прибегал он к Богу… и в те дни, когда он прибегал к Господу, споспешествовал ему Бог» (2 Паралипоменон 26:4, 5).

К сожалению, так было не всегда, потому что «возгордилось сердце его на погибель его». Возомнив о себе слишком много, он вошёл в храм, чтобы
воскурить фимиам. Когда священники попытались воспрепятствовать его самонадеянным действиям, «разгневался Озия». Это закончилось тем, что Иегова Бог поразил его проказой, и он умер, лишённый Божьей благосклонности (2 Паралипоменон 26:16—21).

Сравните это с примером царя Езекии. Однажды он чуть было не потерпел крах, из-за того что «возгордилось сердце его». К счастью, «смирился Езекия в гордости сердца своего» и вновь обрёл благосклонность Бога (2 Паралипоменон 32:25, 26).

Заметьте, что избавиться от высокомерия Езекии помогло смирение. Да,смирение — это противоположность высокомерия.  Здесь

Давайте же будем помнить, к чему приводит высокомерие. Поскольку Бог «высокомерным противится», давайте решительно настроимся противостоять
неуместной гордости.

Если мы стараемся быть смиренными, мы можем надеяться пережить великий день Бога, когда с земли будут удалены надменные и не останется никаких
последствий высокомерия.

Тогда «унижена будет гордость человеческая, и поникнет надменность людей; и возвеличен будет один только Господь в тот день» (Исаия 2:17, Тх). Читать

Смотрите полезное видео

Здесь Библия онлайн

Здесь живут сайты

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
anatolij-lappo.vkrugudruzei.ru
вКругуДрузей.ру — поиск друзей и одноклассников. Нас 17 миллионов!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *