Что такое совесть?

Что такое совесть?
Что такое совесть?

Что такое совесть и можешь ли ты с уверенностью руководствоваться своей совестью? Как обученная по Библии совесть помогает принимать правильные решения в жизни?

Совесть

Идя по оживлённой улице, ты проходишь мимо элегантно одетой женщины, которая, не заметив, роняет пачку денег. Наклонившись, чтобы поднять эту
пачку, ты видишь, как женщина поспешно садится в дорогой автомобиль.

Как ты поступишь? Окликнешь ли ты её или быстро спрячешь деньги в свой карман?

Это зависит от твоей совести. Что она подскажет тебе? Ещё важнее: можешь ли ты доверять ей? Можешь ли ты с уверенностью руководствоваться своей совестью?

Совесть — это естественное чувство убеждённости в том, что является добром и злом, справедливым и несправедливым, что морально и аморально. В Библии принцип действия совести описан в Послании к Римлянам 2:14, 15 такими словами:

«Ибо, когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них
написано в сердцах, о чём свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую».

Таким образом, мы наделены совестью, чтобы взвешивать ситуации, выносить правильные решения и быть в состоянии судить о своём выборе. Тем не менее можно ли доверять ей?

Это зависит от обстоятельств. Имеется достаточно оснований, подтверждающих, что заблуждающаяся совесть может привести человека к нехорошим поступкам.

Тот факт, что чья-либо совесть позволяет ему совершать определённые поступки, не является гарантией, что Бог одобряет их.

Например, прежде чем Савл из города Тарса стал христианином, он больше других преследовал христиан. Он одобрил убийство мученика Стефана и даже
сам принимал участие в нём. При всём этом его совесть не осуждала его (Деяния 7:58, 59; Галатам 1:13, 14; 1 Тимофею 1:12—16).

Во время второй мировой войны многие эсэсовцы подвергали пыткам миллионы людей в гитлеровских концентрационных лагерях и убивали их, и потом говорили, что они только исполняли приказы. Их совесть позволяла им делать это. Однако общественное мнение, а тем более мнение Бога, не оправдывало их поступки. Они были справедливо осуждены.

Почему она не реагирует правильно?

Почему бывает, что созданное Богом не функционирует правильно? В Библии даётся объяснение. Поскольку человек вследствие непослушания Адама
подвержен греху, то о грехе можно сказать, что он «царствует» над людьми и принуждает их повиноваться собственным похотям (Римлянам 5:12; 6:12).

Совесть человека, первоначально совершенная, изменилась к худшему; теперь с совестью соревнуется движущая сила греха (Римлянам 7:18—20).

Это приводит к хорошо известному нам конфликту: «Я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое… В членах моих вижу иной закон,
противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Римлянам 7:21—23).

Дополнительно к этой унаследованной слабости наша совесть поддается ещё внешним влияниям. Например, нажим равных по положению явно искажал или подавлял совесть упомянутых выше нацистских эсэсовцев. (Сравни Притчи 29:25.)

Кроме того, не остаётся без последствий, если свой ум наполнять тем, что вредит ему, например аморальностью и насилием в телевизионных передачах,
кинофильмах и в книгах. Если мы постоянно подвергаемся такому влиянию, то в конце концов нам это не будет казаться плохим, и наша совесть ослабеет.

Иными словами: «Худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Коринфянам 15:33).

Если человек научен и знает и уважает законы Бога, то его совесть, очевидно, будет более надёжным руководителем, чем если он не научен. И всё-таки даже люди, которые знают Божьи пути и очень ценят их, иногда устанавливают, что по причине унаследованных греха и несовершенства, а порой и внешних воздействий, их совесть не бывает надёжным руководителем.

Что же нам делать?

Можно ли изменить свою совесть и сделать её более чувствительной к справедливым принципам? Конечно можно. Павел наставлял христиан свои чувства навыком приучать к различению добра и зла (Евреям 5:11—14).

К этому относится изучение Библии и особое внимание совершенному примеру Иисуса Христа (1 Петра 2:21, 22).  Читать

По мере того как мы будем пользоваться своей силой понимания, чтобы принимать решения, наша совесть будет всё дальше и дальше отводить нас от
неправильных мыслей и поступков и побуждать делать то, что честно и правильно.  

И даже в таком случае мы никогда не должны становиться самонадеянными или говорить, что всё в порядке, пока ничто «не беспокоит нашу совесть». Как
несовершенному человеку следует правильно и надёжно пользоваться своей совестью, можно наглядно показать осторожным поведением опытного водителя автомобиля.

Когда водитель хочет перейти на другую полосу дороги, он прежде инстинктивно смотрит в зеркало заднего вида. Видя сзади автомобиль, он знает, что менять полосу небезопасно. Но даже если он не видит автомобиля, осторожный водитель знает, что имеются известные мёртвые зоны — не всё можно видеть в любой момент с помощью зеркала.

Поэтому водитель смотрит не только в зеркало. Прежде чем перейти на другую полосу, он чуть поворачивает голову, чтобы убедиться, что полоса свободна. Так обстоит дело и с совестью. Если она предупреждает тебя, прими это к сведению! Но даже если она вначале и не бьёт тревогу, то поступай, как мудрый водитель,— проверяй дополнительно, нет ли опасности.

Проверяй себя, соответствует ли твое мышление мышлению Бога. Пользуйся его Словом как эталоном для оценки своей совести. В Притчи 3:5, 6 мудро сказано: «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои».  Читать

Итак, прислушиваться к своей совести — мудро. Но более мудро сравнивать все свои поступки с волей Бога, изложенной в его Слове. Только тогда мы сможем с уверенностью сказать: «Мы уверены, что имеем добрую совесть» (Евреям 13:18; 2 Коринфянам 1:12).

Прислушивайся к своему внутреннему голосу

«Люди из других народов, у которых нет закона Бога, по природе делают законное». Римлянам 2:14

Однажды на платформе метро у 20-летнего мужчины случился приступ, и он упал на рельсы. Увидев это, человек, стоящий рядом, оставил своих дочерей и спрыгнул за ним. Он оттащил мужчину в углубление между рельсами и закрыл его своим телом. Приближающийся поезд, визжа тормозами, остановился прямо над ними.

Хотя кто-то назвал бы этого человека героем, сам он сказал: «Мы должны поступать правильно. Я сделал это из доброты, а не ради известности и славы».  Читать

Наверное, вы тоже знаете людей, которые рисковали собой ради других. Многие во время Второй мировой войны прятали совершенно незнакомых людей, спасая им жизнь.

Или ещё один случай, который произошёл, когда апостол Павел и еще 275 человек потерпели кораблекрушение у берегов Мальты, недалеко от Сицилии.
Жители Мальты оказали чужеземцам помощь, проявив к ним «необычайную доброту» (Деяния 27:27—28:2).  Читать

Также примечателен пример израильской девочки, которая, хотя и не рисковала своей жизнью, но проявила искреннюю заботу о здоровье одного из сирийцев, взявших её в плен (2 Царей 5:1—4).

А что можно сказать о добром самаритянине из известной притчи Иисуса? Священник и левит не оказали помощи своему брату-иудею, который был едва
жив, самаритянин же сделал всё возможное, чтобы помочь ему. Эта притча затрагивает сердца людей, в какой бы стране и в какую бы эпоху они ни жили
(Луки 10:29—37).

Мы живём в «необычайно трудные времена»: многие стали «ожесточёнными» и «не любящими добродетельность» (2 Тимофею 3:1—3).

Но, несмотря на это, мы видим, что люди проявляют к другим доброту, порой и к нам лично. Стремление помогать окружающим, жертвуя собственными
интересами, настолько распространено, что некоторые называют его человечностью.

Такая готовность помогать другим в ущерб собственным интересам свойственна людям всех рас и культур. Она противоречит утверждению о том, что развитие человека происходило по закону джунглей, когда «выживает сильнейший».

Генетик Фрэнсис Коллинз, который руководил правительственной программой США по расшифровке генома человека (ДНК), пишет: «Бескорыстный альтруизм представляет собой сложную проблему для эволюционистов. […] Его невозможно объяснить стремлением отдельных эгоистичных генов увековечить себя».

Коллинз также сказал: «Некоторые люди… жертвуют собой во имя тех, кто не принадлежит к их группе и с кем у них нет абсолютно ничего общего. […] И это, кажется, невозможно объяснить теорией Дарвина»

Голос совести

Фрэнсис Коллинз обращает внимание на одну особенность альтруизма — на «голос совести, который призывает нас помогать другим, даже если мы ничего не получаем взамен».

Эти слова, возможно, напоминают нам о том, что сказал апостол Павел: «Всякий раз, когда люди из других народов, у которых нет закона, по природе делают законное, они, хотя и не имеют закона, сами себе закон. Они показывают, что суть закона написана у них в сердцах, между тем как их совесть свидетельствует вместе с ними и в своих мыслях они обвиняют себя или оправдывают» (Римлянам 2:14, 15).

В письме Римлянам Павел объясняет, что люди подотчётны Богу, ведь его существование и качества проявляются в том, что их окружает. И так было «от
сотворения мира» (Римлянам 1:18—20; Псалом 19:1—4).

К сожалению, многие вообще не думают о своём Создателе и предаются пороку. Однако воля Бога состоит в том, чтобы люди признали его праведность и
раскаялись в злых делах (Римлянам 1:22—2:6).

У иудеев были на то все основания — через Моисея Бог дал им Закон. Но даже народы, которые не имели «священных слов Бога», должны были признавать, что Бог существует (Римлянам 2:8—13; 3:2).

Внутреннее сознание добра и зла, присущее людям,— это веская причина, по которой каждый человек должен признавать существование Бога и поступать соответственно. Наше чувство справедливости свидетельствует о том, что у нас есть совесть.

Рассмотрим пример. Представим, что дети стоят в очереди, чтобы покачаться на качелях. Вдруг один мальчик становится впереди всех, не обращая внимания на очередь. Дети сразу же начинают кричать: «Так нечестно!»

Возникает вопрос: почему даже многие дети, сами того не осознавая, проявляют чувство справедливости? Они поступают так, потому что наделены внутренним нравственным чувством.

Павел писал: «Всякий раз, когда люди из других народов, у которых нет закона, по природе делают законное, они, хотя и не имеют закона, сами себе закон».

Обратим внимание, что он не сказал: «Если когда-либо…» — как будто это происходит крайне редко. Напротив, он сказал: «Всякий раз, когда…» — подразумевая, что люди поступают так довольно часто. Они «по природе делают законное» — то есть внутреннее нравственное чувство побуждает их поступать в согласии с законами, о которых мы читаем в Слове Бога.

Такое нравственное сознание присуще людям во многих странах. Один профессор Кембриджского университета отмечает, что у вавилонян, египтян и
греков, а также у австралийских аборигенов и коренных жителей Америки были приняты нормы поведения, согласно которым «осуждалось притеснение,
убийство, предательство и обман и ожидалось проявление доброты к старикам, детям и немощным людям».

Фрэнсис Коллинз пишет: «Кажется, что среди всех представителей человеческого рода существует понятие о добре и зле». Не созвучно ли это с тем, что сказано в Римлянам 2:14?

Как совесть подаёт свой голос?

Библия показывает, что совесть — это способность оценивать свои поступки. Это своего рода внутренний голос, который говорит тебе, будет ли тот или иной поступок правильным. Павел упомянул этот внутренний голос, когда писал: «Моя совесть свидетельствует со мной в святом духе» (Римлянам 9:1).

К примеру, этот голос может заранее предупредить тебя — то есть тогда, когда ты только принимаешь решение морального плана. Совесть поможет тебе оценить будущий поступок и представить, как ты будешь себя чувствовать, если его совершишь.

Чаще всего совесть заявляет о себе после того, как ты совершишь какой-либо поступок. Когда Давид скрывался от царя Саула, ему представилась возможность поступить непочтительно по отношению к Божьему помазанному царю, и он ею воспользовался.

После этого «сердце Давида стало терзать его» (1 Самуила 24:1—5; Псалом 32:3, 5). Хотя в повествовании нет слова «совесть», то, что чувствовал Давид, было её проявлением.

Каждый из нас тоже испытывал угрызения совести. Мы совершали какой-то поступок, и потом мысли об этом терзали нас, не давая покоя.

Например, некоторых людей, не плативших налоги, так мучила совесть, что позднее они рассчитались с долгами. Другие признались своему мужу или
жене в грехе прелюбодеяния (Евреям 13:4). Поэтому, когда человек поступает по совести, он ощущает глубокое удовлетворение и душевный покой.

Стоит ли всегда поступать так, как подсказывает совесть? Прислушиваться к своей совести, конечно же, нужно, однако она может нас обмануть.

Надо признать, что голос нашего «внутреннего человека» может подвести нас (2 Коринфянам 4:16).

Вот один пример. В Библии рассказывается о Стефане — преданном последователе Христа, «исполненном великодушия и силы». Иудеи вытолкали
Стефана за пределы Иерусалима и побили камнями. Савл, который позднее стал апостолом Павлом, стоял рядом и «одобрял его убийство».

Судя по всему, иудеи были так убеждены в правильности своих действий, что не испытывали никаких угрызений совести. То же самое можно сказать и о Савле, ведь после этого он, «всё ещё дыша угрозами и убийством на учеников Господа», преследовал их. Очевидно, голос его совести вводил его в заблуждение
(Деяния 6:8; 7:57—8:1; 9:1).

Под влиянием чего формировалась совесть Савла? Отчасти на Савла влияло тесное общение с теми, кто его окружал. К примеру, многие из нас говорили
по телефону с человеком, голос которого очень похож на голос его отца.

Возможно, в какой-то степени этот человек унаследовал от отца тембр его
голоса. Однако он мог перенять и его манеру говорить. Подобным образом, на Савла могло влиять тесное общение с иудеями, которые ненавидели Иисуса
и отвергали его учения (Иоанна 11:47—50; 18:14; Деяния 5:27, 28, 33). Как видно, окружение Савла влияло на его внутренний голос, то есть на его совесть.

Еще совесть может формироваться под влиянием культуры и общественной среды, в которой живёт человек. Это можно сравнить с тем, как языковая среда влияет на акцент или говор человека (Матфея 26:73).

Нечто подобное произошло с древними ассирийцами. Они были известны своей воинственностью, и на рельефах того времени изображено, как они жестоко истязают пленников (Наум 2:11, 12; 3:1).

О ниневитянах, живших в дни Ионы, говорится, что они не умели «отличить правой руки от левой». Другими словами, они не знали, как определить, что
добро, а что зло, с точки зрения Бога.

Только представьте, какое влияние могла оказать такая общественная среда на совесть человека, выросшего в Ниневии! (Иона 3:4, 5; 4:11). Точно так же и сегодня, на совесть человека могут влиять взгляды тех, кто его окружает.

Воспитывай свой внутренний голос

Иегова Бог наделил Адама и Еву особым даром — совестью, и мы унаследовали его от них. В Бытии 1:27 говорится, что люди созданы по образу Бога. Это не означает, что мы похожи на Бога внешне, ведь он — дух, а мы — плоть.

Мы созданы по образу Бога в том смысле, что наделены качествами, которыми обладает Бог, в том числе нравственным чувством и голосом совести. Это
показывает, как мы можем воспитывать свою совесть, чтобы ей можно было доверять,— мы должны больше узнавать о Создателе и приближаться к нему.

Из Библии видно, что в определённом смысле Иегова — Отец каждого из нас (Исаия 64:8).  Читать

Верные Богу христиане, какая бы ни была у них надежда — жить на небе или на райской земле,— могут обращаться к Богу как к Отцу (Матфея 6:9).

У нас должно быть желание ещё больше приближаться к нашему Отцу и таким образом перенимать его взгляды и ценности (Иакова 4:8).

Однако многих это совершенно не интересует. Они похожи на иудеев, которым Иисус сказал: «Вы же ни голоса его никогда не слышали, ни облика его не видели. Его слова нет в вас» (Иоанна 5:37, 38). Хотя мы не слышали буквального голоса Бога, мы можем иметь в себе его слово и таким образом быть похожими на него и разделять его чувства.

Повествование о том, что произошло с Иосифом, когда он жил в доме Потифара, служит этому подтверждением. Жена Потифара пыталась обольстить Иосифа.

И хотя в его время Библии и Десяти заповедей ещё не было, он сказал ей: «Как же я могу совершить такое великое зло и согрешить против Бога?» (Бытие 39:9).

Иосиф поступил так не потому, что боялся огорчить свою семью,— он жил вдали от родного дома. Прежде всего он хотел угодить Богу. Он знал нормы брака, которые установил Бог,— что у мужчины должна быть только одна жена и что они должны быть «одной плотью».  Читать

По всей видимости, Иосифу было известно, как отреагировал Авимелех, когда узнал, что Ревекка — замужняя женщина. Авимелех понимал, что взять её было бы неправильно, к тому же он навлёк бы вину на свой народ.

К счастью, всё закончилось благополучно, и благословение Иеговы в том случае было очевидно — так Бог показал своё отношение к прелюбодеянию. То, что Иосиф знал эту историю, вероятно, усилило голос его врождённой совести, и это
побудило его отвергнуть сексуальную безнравственность (Бытие 2:24; 12:17—19; 20:1—18; 26:7—14).

Конечно, сегодня нам легче, чем Иосифу. У нас есть полная Библия, из которой мы узнаём чувства и мысли нашего Отца, а также то, что он одобряет, а что нет.

Чем глубже мы изучаем Писание, тем теснее сближаемся с Богом и тем больше становимся похожими на него. Благодаря этому голос нашей совести будет ещё точнее отражать мышление Бога. Этот голос будет всё больше и больше соответствовать его воле (Эфесянам 5:1—5).

А как окружение формирует нашу совесть? Раньше на нас могли влиять взгляды и поступки наших родственников, а также общественная среда, в которой мы выросли. Это, возможно, заглушило или исказило голос нашей совести — как будто она говорила с «акцентом», присущим тем, кто нас окружает.

Конечно, мы не можем изменить своё прошлое, но мы можем выбирать друзей и окружающую обстановку, которая будет оказывать благотворное воздействие на нашу совесть.

Очень важно как можно чаще общаться с преданными христианами, которые уже долгое время стараются подражать нашему Отцу. Встречи собрания, а также общение до и после них предоставляют для этого прекрасную возможность.

Мы можем обращать внимание на мышление и настрой преданных христиан, отражающий библейские принципы,— к примеру, на то, как чутко они внимают
голосу своей совести, воспитанной в соответствии с путями и точкой зрения Бога.

Со временем это поможет нам согласовать свою совесть с Библией, что позволит нам ещё лучше отражать образ Бога. Если мы настраиваем свой внутренний голос в согласии с принципами нашего Отца и подражаем хорошему примеру духовных братьев и сестёр, то сможем больше доверять своей совести и будем охотнее прислушиваться к ней (Исаия 30:21).

Правильно ли обучена твоя совесть?

Говорил ли ты когда-нибудь подобные слова: «Я сердцем чувствую, что поступать так не следует» или «Я не могу сделать то, о чём вы меня просите. Что- то подсказывает мне, что так нельзя»?

Это был голос совести, или понимание того, что добро, а что зло,— внутреннее чувство, которое обвиняет или оправдывает человека. И это чувство присуще каждому из нас.

Хотя человечество в целом отвернулось от Бога, люди не утратили способность различать добро и зло. Бог создал человека по своему образу, поэтому людям в некоторой степени свойственны такие Божьи качества, как мудрость и справедливость (Бытие 1:26, 27).  Читать

Вот что под вдохновением Бога написал об этом апостол Павел:

«Всякий раз, когда люди из других народов, у которых нет закона, по природе делают законное, они, хотя и не имеют закона, сами себе закон. Они и
показывают, что суть закона написана у них в сердцах, между тем как совесть их свидетельствует с ними и мысли их обвиняют их или же оправдывают»
(Римлянам 2:14, 15).

Это нравственное чувство, унаследованное от первого человека Адама, служит для людей «законом», или нормой поведения, независимо от того, какой они расы или национальности. Это способность оценивать и судить себя (Римлянам 9:1).

Как только Адам и Ева нарушили закон Бога, в них заговорила совесть — они попытались скрыться (Бытие 3:7, 8).

Другой пример того, как действует совесть,— это реакция Давида, который, посчитав народ, осознал, что совершил грех. В Библии говорится:
«И вздрогнуло сердце Давида» (2 Царств 24:1—10).

Способность анализировать и оценивать свои поступки может побудить человека предпринять очень важный шаг — раскаяться перед Богом.

Давид написал: «Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: „исповедаю Господу преступления мои“, и Ты снял с меня вину греха моего» (Псалом 31:3, 5).

Как видно, совесть может побудить грешника обратиться к Богу. Она помогает ему понять, насколько важно получить прощение Бога и следовать его путями (Псалом 50:3—6, 11; 15—17).

Поистине, мы обретаем большее благо, если наша совесть обучена и служит нам руководством, а не только осуждает нас. Можно ли это сказать о твоей совести?

Обученная совесть помогает принимать правильные решения

Совесть есть у каждого из нас, но, к сожалению, этот прекрасный дар был испорчен. Человечеству было дано совершенное начало, однако «все
согрешили и лишены славы Бога» (Римлянам 3:23).

Из-за греха и несовершенства совесть может извратиться и больше не служить первоначальным целям (Римлянам 7:18—23).

Кроме того, совесть может исказиться под влиянием различных факторов, таких, как воспитание, местные традиции, взгляды, а также окружение.

Совершенно ясно, что низкие моральные нормы этого мира не могут быть хорошими ориентирами для нашей совести.

Христианину поэтому требуется дополнительная помощь,— путеводитель, в котором содержатся надёжные праведные принципы,— Слово Бога, Библия.

Этот путеводитель может сориентировать нашу совесть так, чтобы она давала правильную оценку и суждение (2 Тимофею 3:16).

Если наша совесть обучена в соответствии с Божьими нормами, она скорее станет для нас надёжным советчиком и поможет «различать хорошее и плохое»
(Евреям 5:14).

Не обученная совесть не сможет предостеречь нас, если мы ступим на опасный путь. «Есть пути, которые кажутся человеку прямыми,— говорится в Библии,— но конец их путь к смерти» (Притчи 16:25; 17:20).

Божье Слово даёт ясное руководство в отношении некоторых областей жизни, и мы поступаем мудро, если следуем ему. Однако по многим вопросам Библия не даёт чётких указаний.

Это, например, выбор работы, лечения, отдыха и одежды, внешний вид и многое другое. Порой бывает нелегко понять, как поступить, и принять правильное решение.

Поэтому нам нужно иметь такой же настрой, какой был у Давида, который молился: «Укажи мне, Господи, пути Твои и научи меня стезям Твоим. Направь
меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего» (Псалом 24:4, 5).

Чем лучше мы понимаем Божьи принципы и пути, тем легче нам будет правильно оценивать ситуацию и с чистой совестью принимать решение.

Итак, если мы оказались перед выбором или не знаем, как поступить, необходимо вначале принять во внимание подходящие библейские принципы.

Вот некоторые из них:

— уважать главенство (Колоссянам 3:18, 20);
— во всём проявлять честность (Евреям 13:18); — ненавидеть зло (Псалом 96:10);
— стремиться к миру (Римлянам 14:19);
— быть послушными существующим властям (Матфея 22:21; Римлянам 13:1—7);
— проявлять исключительную преданность Богу (Матфея 4:10);
— быть не от мира (Иоанна 17:14);
— избегать плохих сообществ (1 Коринфянам 15:33);
— быть скромными в вопросах одежды и внешнего вида (1 Тимофею 2:9, 10)
— не становиться преткновением для других (Филиппийцам 1:10).

Если мы сможем найти подходящий библейский принцип, это придаст нам уверенности и поможет принять правильное решение.

Слушайся голоса совести

Чтобы совесть была нашим помощником, необходимо прислушиваться к её голосу. Но совесть станет для нас защитой лишь в том случае, если мы будем
сразу же реагировать на её предупреждения. Обученную по Библии совесть можно сравнить с предупреждающими сигналами, которые высвечиваются на
приборной панели автомобиля.

Предположим, загорается лампочка, предупреждающая о снижении давления масла. Что будет, если мы проигнорируем этот сигнал? Это приведёт к серьёзной поломке двигателя.

Подобным образом совесть, или внутренний голос, предупреждает нас о том, что какой-то образ действия может быть неправильным.

Сопоставляя библейские нормы и принципы с тем, что мы делаем или собираемся делать, совесть подаёт нам сигнал, подобно лампочке на приборной
панели. Обращая внимание на эти предупреждения, мы не только сможем избежать последствий неправильного поведения, но и убережём свою совесть,
чтобы она и впредь подавала нам верные сигналы.

А что случится, если не обращать внимание на предупреждения? Со временем совесть может очерстветь.

Последствия того, что человек постоянно игнорирует или подавляет голос своей совести, хорошо видны на примере ожога от раскалённого железа.

Лишённые нервных окончаний, зарубцевавшиеся ткани становятся нечувствительными (1 Тимофею 4:2).

Подобным образом прожжённая совесть уже не осуждает того, кто грешит, и не предостерегает его от повторного греха. Такая совесть игнорирует библейские нормы добра и зла, а значит, она уже испорчена.

Осквернив свою совесть, человек может «утратить всякий стыд» и отойти от Бога (Эфесянам 4:17—19; Титу 1:15). Какой печальный конец!

Имейте чистую совесть

Чтобы сохранять чистую совесть, требуются постоянные усилия. Апостол Павел сказал: «Я стремлюсь сохранять осознание того, что я не делаю ничего плохого против Бога и людей» (Деяния 24:16).

Будучи христианином, Павел постоянно проверял свой образ действий и старался исправляться, чтобы не сделать ничего плохого против Бога. Он знал,
что в итоге именно Бог будет судить, правильно поступали люди или нет (Римлянам 14:10—12; 1 Коринфянам 4:4).

Павел сказал: «Всё обнажено и открыто пред глазами того, кому мы даём отчёт» (Евреям 4:13).

Павел также упомянул о том, что важно не делать ничего плохого против людей. К этому относится совет, который он дал христианам из города Коринф об
«употреблении в пищу пожертвованного идолам».  Читать

Из его слов видно, что, даже если определённые действия не предосудительны с точки зрения Библии, важно принять во внимание совесть других.

Пренебрежение этим советом может привести наших братьев, «ради которых умер Христос», к духовной гибели. Кроме того, мы можем разрушить наши
отношения с Богом (1 Коринфянам 8:14, 11—13; 10:23, 24).

Поэтому продолжай обучать свою совесть и храни её чистой. Принимая решения, старайся искать Божьего руководства (Иакова 1:5).

Изучай Слово Бога и формируй свой ум и сердце на основе его принципов (Притчи 2:3—5).

Сталкиваясь с серьёзными трудностями, советуйся со зрелыми христианами, чтобы убедиться, что ты правильно понял библейские принципы, которые
применимы в этом случае (Притчи 12:15; Римлянам 14:1; Галатам 6:5).

Размышляй о том, как решение повлияет на твою совесть, как оно скажется на окружающих и прежде всего на твоих отношениях с Иеговой Богом
(1 Тимофею 1:5, 18, 19).

Совесть — прекрасный дар нашего любящего небесного Отца, Иеговы Бога. Если мы действуем в согласии с волей Создателя, то сможем развить с ним близкие отношения.

Стараясь во всём «иметь чистую совесть», мы сможем дать более яркое свидетельство о том, что созданы по образу Бога (1 Петра 3:16; Колоссянам 3:10).

Смотрите полезное видео

Здесь Библия онлайн

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
anatolij-lappo.vkrugudruzei.ru
вКругуДрузей.ру — поиск друзей и одноклассников. Нас 17 миллионов!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *