Что происходит после смерти?

Что происходит после смерти?
Что происходит после смерти?

Что происходит после смерти? Вопрос который волнует человечество не одно тысячелетие. В этой статье будет раскрыта эта тайна и вы узнаете всю правду.

Есть ли жизнь после смерти?

«Для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет… […] Когда умрет человек, то будет ли он опять жить?»

В Нью-йорке, в помещении для гражданской панихиды, друзья и родственники в безмолвии проходят мимо открытого гроба. Их взгляд устремлен на тело — тело 17-летнего юноши. Друзья по школе с трудом узнают его.

Из-за химиотерапии у него поредели волосы, из-за рака он сильно похудел. Неужели это и в самом деле их друг? Еще несколько месяцев назад он был
полон энергии, идей и вопросов — полон жизни!

Сокрушенная мать пытается найти утешение и надежду в мысли, что жизнь ее сына все-таки где-то продолжается. Она все снова и снова повторяет сквозь слезы то, чему ее научили: «Теперь Томми хорошо. Бог захотел, чтобы Томми был с ним на небесах».

А за 11 000 километров от Нью-Йорка, в Джамнагаре (Индия), три сына 58-летнего бизнесмена присутствуют при подготовке тела их отца к особой процедуре — к сжиганию в погребальном костре.

В лучах утреннего солнца старший сын начинает кремацию, поджигая факелом поленья и выливая на безжизненное тело отца благовония — смесь разных ароматических веществ, в том числе и ладана.

Под треск горящих поленьев брахман многократно  произносит мантры на санскрите, которые можно перевести примерно так: «Пусть никогда не умирающая душа и дальше стремится к соединению с высшей реальностью».

Наблюдая за кремацией, каждый из трех братьев задает себе один и тот же вопрос: «Верю ли я в жизнь после смерти?» Поскольку они воспитывались в
разных частях мира, каждый из них отвечает на этот вопрос по-своему.

Младший не сомневается в том, что душа их дорогого отца перевоплотится, перейдя на более высокую ступень жизни.

Средний брат верит в то, что мертвые лишены всякого сознания и их можно сравнить со спящими. Старший просто старается смириться с мыслью о неизбежности смерти, так как, по его мнению, никто не знает, что происходит с человеком при смерти. Читать

Один вопрос, но много ответов

Уже тысячелетия человечеству не дает покоя вопрос: есть ли жизнь после смерти? «Даже сами богословы не могут уверенно ответить на него»,— заметил католический теолог Ганс Кюнг. В любом обществе и во все века люди задумывались об этом, и различным предположениям не было числа.

Многие из тех, кто называют себя христианами, верят в существование рая и ада. Индусы же верят в перевоплощение души. Объясняя точку зрения  мусульман, помощник исламского религиозного центра Амир Муавия говорит: «Мы верим, что после смерти наступает день суда, во время которого умершие предстают пред Богом, Аллахом; это похоже на то, как будто вы явились в суд».

Мусульмане верят, что Аллах рассматривает, кто чем занимался в течение жизни, а затем отправляет одних в рай, а других в огненный ад.  Здесь

На Шри-Ланке среди буддистов и католиков есть обычай, что, если умирает кто-нибудь из домашних, окна и двери оставляют широко открытыми.

Зажигают масляный светильник, а гроб ставят так, чтобы ноги умершего были обращены к выходу. Соблюдающие все эти предписания верят, что благодаря им духу, или душе, умершего будет легче покинуть дом.

По словам Рональда Бернта, специалиста из Западно-Австралийского университета, австралийские аборигены верят, что «дух человека неистребим».

В некоторых африканских племенах считают, что после смерти обычные люди становятся призраками, тогда как знатные личности становятся покровительствующими духами, которых почитают и к которым обращаются как к невидимым вождям общины.

В некоторых странах убеждения о предполагаемой душе представляют собой смесь местных обычаев и верований номинального христианства.

Например, в Западной Африке среди многих католиков и протестантов распространен обычай в случае смерти кого-нибудь из домашних покрывать
зеркала, чтобы случайно не увидеть в них дух умершего. А через 40 дней после смерти близкого человека друзья и родственники отмечают восхождение его души на небо.

Основное сходство

Как в верованиях и обычаях людей, так и в их представлениях о том, что случается с человеком при смерти, можно видеть большое разнообразие. И все
же большинство религий сходятся в одном основном понятии: внутри человека что-то есть — душа, дух или призрак — и это «что-то» никогда не умирает, а продолжает жить после смерти.

Почти каждая из тысяч религий и сект христианского мира учит бессмертию души. Это учение является официальным и в иудаизме. В индуизме оно лежит в основе учения о перевоплощении души. Мусульмане верят, что душа начинает свое существование вместе с телом, а когда тело умирает, она остается жить. В учениях других религий, таких, как анимизм в Африке, синтоизм и даже буддизм, повторяется та же тема.

Другие, напротив, считают, что со смертью жизнь заканчивается. Идея о том, что жизнь разума и чувств продолжается в какой-то призрачной и обезличенной душе, кажется таким людям абсурдной. Испанский писатель и философ XX века Мигель де Унамуно пишет: «Чтобы поверить в бессмертие души, нужно этого захотеть, но захотеть так сильно, чтобы желание заглушило голос рассудка».

Среди тех, кто отклонял идею о бессмертии, были знаменитые древние философы Аристотель и Эпикур, а также врач Гиппократ, шотландский философ
Дейвид Юм, арабский философ Ибн Рушд и первый премьер-министр независимой Индии Джавахарлал Неру.

Итак, на самом ли деле у нас есть бессмертная душа? А если душа не бессмертна, то как случилось, что это ложное учение проникло почти во все
современные религии? Где оно зародилось? И если душа все-таки перестает существовать со смертью, какая надежда есть для тех, кто умер?

Можно ли найти правдивые и убедительные ответы на эти вопросы? Да! На следующих страницах вы получите ответы как на эти, так и на другие вопросы. Вначале давайте узнаем, как появилось учение о бессмертии души. Читать

Бессмертие души: истоки учения

«Когда заходит речь о духовной жизни, ничто так сильно не волнует человека, как вопрос о том, что его ожидает после смерти»

Семидесятилетнего мыслителя и наставника обвиняют в безбожии и в том, что он своими учениями растлевает юные умы. Хотя на суде он блестяще защищается, предвзято настроенные присяжные решают признать его виновным и осудить на смерть. Всего за несколько часов до казни пожилой учитель излагает перед собравшимися учениками ряд доводов в пользу того, что душа бессмертна и что смерти бояться не стоит.

Этот осужденный на смерть человек был не кто иной, как Сократ, знаменитый греческий философ, живший в V веке до н. э. Его ученик Платон описал эти события в своих сочинениях под названием «Апология Сократа» и «Федон». Сократ и Платон одними из первых развили идею о том, что душа бессмертна. Однако авторами этого учения были не они.

Как мы еще увидим, корни учения о человеческом бессмертии уходят глубоко в прошлое. Сократ же и Платон придали этой идее определенные очертания и превратили ее в философское учение, благодаря чему она становилась все более популярной в передовых кругах того и более позднего времени. Читать

От Пифагора до пирамид

Греки, жившие до Сократа и Платона, уже верили, что после смерти душа остаётся живой. Известный греческий математик VI века до н. э. Пифагор верил в бессмертие души и в то, что она переселяется.

Еще до него самый ранний из известных греческих философов Фалес Милетский считал, что бессмертная душа есть не только у людей, животных и растений, но и у такого предмета, как магнит, поскольку он может притягивать железные вещи.

Древние греки верили, что души мертвых переправляются через реку Стикс, после чего они попадают в огромное подземное царство, называемое загробным миром. Там судьи решают, какие души отправить на муки в обнесенную высокой стеной тюрьму, а какие — в Элизиум, то есть в место блаженства.

В Иране, или Персии, в VII веке до н. э. жил пророк Зороастр. Он создал свою систему поклонения, которая стала известна как зороастризм. До того, как Греция стала мировой державой, зороастризм был религией Персидской империи, которая в то время господствовала на мировой сцене.

В священной книге этой религии говорится: «В Бессмертьи и Радости пребудет душа Праведного, а душу Лгуна, несомненно, постигнет мученье. Законы сии установил Ахурамазда [что означает «господь мудрый»], ибо у Него — верховная власть».

Учение о бессмертии души также было частью предшествовавшей зороастризму иранской религии. Например, в древних иранских племенах люди приносили в жертву умершему пищу и одежду, заботясь о том, чтобы душа имела в загробном мире все необходимое.

Вера в жизнь после смерти лежала в основе египетской религии. Египтяне считали, что души умерших судит Осирис — верховный бог загробного мира.
Например, на одном папирусе, который, как предполагают, относится к XIV веку до н. э., изображен Анубис — бог, покровительствующий мертвым,— который подводит душу писца Ханафара к Осирису.

На одну чашу весов положено сердце писца, которое представляет его совесть, на другой чаше находится перо, которое носит на голове богиня истины и справедливости. Еще один бог, Тот, отмечает результаты.

Так как сердце Ханафара не отягощено виной, оно не перевешивает перо; поэтому Ханафар принимается в царство Осириса и наделяется бессмертием.

На папирусе также изображено чудовище женского пола, которое стоит рядом с весами и готово пожрать всякого, чье сердце окажется слишком тяжелым.

Египтяне также бальзамировали тела умерших, а тела фараонов помещали в величественные пирамиды, считая, что выживание души зависит от того, насколько хорошо сохранится тело.

Итак, различные древние цивилизации верили в одно и то же — в бессмертие души. Был ли у этого учения какой-то определенный источник?

Откуда оно берёт начало

В книге «Религия Вавилонии и Ассирии» («The Religion of Babylonia and Assyria») говорится: «На Древний Египет, Персию и Грецию большое влияние оказала вавилонская религия».

Затем следует объяснение: «Как видно из табличек Тель-эль-Амарны, в древнее время между Египтом и Вавилонией существовали тесные связи, что создало благоприятную почву для проникновения вавилонских взглядов и обычаев в поклонение египтян.

В культе Митры у персов чувствуется сильное влияние вавилонских взглядов… Большая примесь семитских учений видна также в мифологии и в поклонении греков — эта связь настолько очевидна для сегодняшних исследователей, что больше у них не вызывает никаких споров. В основном, эти семитские учения скорее можно назвать вавилонскими».

Но разве не отличаются представления египтян, персов и греков о том, что происходит после смерти, от вавилонских представлений? Рассмотрим, для
примера, вавилонский эпос о Гильгамеше. Герою этого эпоса, Гильгамешу, не дают покоя мысли о неизбежности смерти; он отправляется на поиски  бессмертия, но так и не находит его.

Во время путешествия он встречает девушку с кувшином вина, которая пытается склонить его к тому, чтобы как можно полнее наслаждаться настоящей жизнью, поскольку ему все равно не удастся достичь бесконечной жизни, к которой он стремится.

Основная мысль эпоса в том, что смерть неизбежна и что надежда на бессмертие — лишь иллюзия. Указывает ли это на то, что вавилоняне не верили в потусторонний мир?

Профессор Пенсильванского университета (США) Моррис Ястров младший написал: «Ни сам народ, ни его религиозные вожди даже и мысли не допускали о возможности полного исчезновения того, что однажды появилось на свет. Смерть [по их понятию] была переходом к другой форме существования, и, отрицая бессмертие, они лишь хотели показать, что этой перемены, происходящей со смертью, избежать нельзя».

Да, вавилоняне тоже верили, что после смерти жизнь продолжается,— меняется только форма существования. Поэтому, погребая умершего, они клали рядом с ним вещи, которые пригодились бы ему в потустороннем мире.

Становится ясно, что учение о бессмертии души берет свое начало в древнем Вавилоне. Согласно Библии, книге, историческая достоверность которой не подлежит сомнению, основателем города Вавилона был правнук Ноя Нимрод.

После Всемирного потопа во дни Ноя на земле были только один язык и одна религия. Но основав город и построив в нем башню, Нимрод создал другую религию.

В Библии сообщается, что после смешения языков в Вавилоне неудачливые строители башни рассеялись по земле и стали обживаться на новых местах, унеся туда свою религию (Бытие 10:6—10; 11:4—9). Так учения вавилонской религии распространились по всей земле.

Согласно преданию, Нимрод умер насильственной смертью. Так как он был основателем, строителем и первым царем Вавилона, разумно предположить,
что после его смерти жители этого города стали относиться к нему с большим почтением.

А поскольку основателем Вавилона считался бог Мардук (Меродах), некоторые ученые утверждают, что Мардук — это и есть обожествленный Нимрод. Если это так, то идея о бессмертии души существует, по крайней мере, со времени смерти Нимрода. Итак, история свидетельствует о том, что после Потопа учение о бессмертной душе зародилось в Вавилоне.

Но как это учение стало основным в большинстве сегодняшних религий? Дальше мы узнаем, как оно проникло в восточные религии.

Учение проникает в религии Востока

«То, что душа бессмертна, всегда казалось мне неоспоримой истиной. Поэтому как же я был удивлен, узнав, что некоторые выдающиеся мыслители как Востока, так и Запада горячо оспаривали это учение. Теперь мне хотелось бы узнать, как учение о бессмертии проникло в сознание индусов»

Как же идея о бессмертии человеческой души проникла в индуизм и другие восточные религии? Поскольку учение о бессмертии влияет на представление
человека о будущем, ответ на этот вопрос интересует и тех, кто живет на Западе и, возможно, не знаком с религиями Востока.

Так как большинство сегодняшних религий учат, что человеческая душа бессмертна, знание того, как развилась эта концепция, поможет людям лучше понимать друг друга.

Профессор-религиовед Ниниан Смарт из Ланкастерского университета в Великобритании замечает:

«В Азии наиболее влиятельным религиозным центром является Индия.

И это не только потому, что в Индии взяли свое начало многочисленные религии — индуизм, буддизм, джайнизм, сикхизм и другие,— но и потому, что одна из этих религий, буддизм, стала оказывать сильное влияние на культуру почти всей Восточной Азии».

По словам исследователя индуизма Никхилананды, те, чья культура подверглась такому влиянию, «до сих пор считают Индию своим духовным домом». Итак, каким образом учение о бессмертии достигло Индии и других частей Азии?

Индуистское учение о перевоплощении души

В VI веке до н. э., в то время, как в Греции Пифагор со своими последователями выступали в поддержку теории переселения души, индусские мудрецы, которые жили на берегах индийских рек Инда и Ганга, были заняты разработкой той же самой концепции.

По словам историка Арнолда Тойнби, одновременное появление этого учения «в греческом мире и в Индии вряд ли можно назвать случайным».

Далее Тойнби указывает на возможную причину: «Скорее всего влияние исходило от евразийских кочевых племен, которые к VIII и VII векам до н. э. достигли Индии, юго-западной части Азии, степных районов северного побережья Черного моря, а также Балкан и полуострова Малая Азия». Итак, судя по всему, идею о переселении души принесли в Индию евразийские кочевники.

Индуизм появился в Индии значительно раньше — примерно в 1500 году до н. э. — с приходом арийских племен. С самого начала согласно индуистскому учению считалось, что душа отделяется от тела и продолжает жить после смерти.

Поэтому индусы поклонялись своим предкам и выставляли пищу, для того чтобы души умерших могли питаться. Спустя столетия, когда идея о переселении души достигла Индии, индусским мудрецам она пришлась очень кстати, поскольку они как раз старались разрешить извечный вопрос о том, почему среди людей так много горя и страданий.

Объединив эту идею с законом кармы — законом причины и следствия,— индусские мудрецы развили теорию перевоплощения души, или реинкарнации, согласно которой то, как человек жил в настоящей жизни, было наградой или наказанием за поступки, совершенные в прошлой жизни.

Но была и другая концепция, повлиявшая на индуистское учение о душе. «Кажется, именно в то время, когда сформировалась теория переселения души
и закон кармы, или даже еще раньше,— сообщается в «Энциклопедии религии и этики» («Encyclopædia of Religion and Ethics»),— в узком интеллектуальном кругу на севере Индии… постепенно зарождалась еще одна концепция — философская концепция „брахмана-атмана“ [высшего и вечного брахмана, высшей реальности]».

Соединение этой идеи с учением о перевоплощении души определило конечную цель индусов — освобождение из цикла перерождений и последующее объединение с высшей реальностью. Индусы верят, что этой цели можно достичь, если жить по всем нормам приличия и приобретать особое индуистское познание.

Итак, объединив идею о переселении души с законом кармы и концепцией брахмана, индусские мудрецы создали учение о перевоплощении души. Поэт,
лауреат Нобелевской премии, бывший мексиканский посол в Индии Октавио Пас пишет:

«С распространением индуизма все большее признание получала идея… которая стоит в центре брахманизма, буддизма и других азиатских религий —метемпсихоз, то есть переселение души в следующие одно за другим
существования».

Учение о реинкарнации является основанием современного индуизма. Индусский философ Никхилананда говорит: «Достижение бессмертия — это не
привилегия избранного меньшинства, но возможность, которая открывается всем при рождении, и в этом убежден каждый настоящий индус».

Цикл перерождений в буддизме

Буддизм был основан в Индии примерно в 500 году до н. э. Согласно преданию, основателем буддизма был индийский принц, которого звали Сиддхартха
Гаутама и который позже, получив просветление, стал известен как Будда.

Поскольку буддизм произошел от индуизма, учения этих двух религий во многом похожи. Согласно буддийскому учению, существование представляет собой непрерывный цикл перерождений и смертей; подобно и в индуизме, положение каждого человека в настоящей жизни определяется тем, какие дела он совершал в прошлой жизни.

Однако, по буддийскому учению, существование не связывается с душой, которая переживает смерть тела. «[Будда] представлял человеческую душу
как мимолетный цикл прерывающихся психических состояний, которые скреплены лишь желанием»,— заметил Арнолд Тойнби.

Будда все же считал, что определенное состояние или сила передается от одной жизни к другой. Д-р Валпола Рахул, исследователь буддизма, объясняет:

«Личность — это лишь соединение физических и умственных сил или энергий. То, что мы называем смертью, представляет собой полное прекращение
функционирования тела. Но исчезают ли все эти силы и энергии в тот момент, когда тело перестает функционировать?

Согласно буддизму, нет. Воля, желание, жажда жить, продолжаться, испытывать все больше и больше перерождений — это огромная сила, которая движет всеми жизнями и которая управляет даже всем миром.

Это величайшая сила, величайшая энергия во Вселенной. Согласно буддизму, эта сила не исчезает в тот момент, когда тело перестает функционировать, то есть со смертью, но продолжает проявляться в иной форме благодаря новому появлению на свет, или перерождению».

Вот что думают о существовании после смерти буддисты: существование продолжается вечно, если только человек не достигает окончательной цели —
нирваны, то есть освобождения из цикла перерождений. Нирвану нельзя назвать ни достижением вечного счастья, ни слиянием с высшей реальностью.

Это просто состояние небытия — «место, где нет смерти», которое существует вне какой-нибудь личности. Согласно «Большому энциклопедическому словарю», нирвана означает «психологическое состояние полноты внутреннего бытия, отсутствия желаний… абсолютной отрешенности от внешнего мира».

Вместо того чтобы искать бессмертия, буддисты поощряются переступить бессмертие, достигнув нирваны.

По мере того, как буддизм распространялся по разным местам Азии, к его учениям примешивались местные верования. Например, буддизм махаяны —
одно из ответвлений, которое распространено в Китае и Японии; его особенностью является учение о божественных бодхисаттвах, или будущих буддах.

Бодхисаттвы откладывают свою нирвану, чтобы, многократно перерождаясь, служить другим и помогать им достичь нирваны. Кто-то может выбрать цикл
перерождений даже после достижения нирваны.

В Китае и Японии особенно распространено течение «Чистая Земля», основателем которого был Амитабха-будда, или Амида. Те, кто с верой призывают имя Будды, перерождаются в «чистой земле», то есть в раю, условия которого более благоприятны для достижения окончательного просветления. К чему привело такое учение?

Упомянутый выше профессор Смарт объясняет: «Как и следовало ожидать, великолепие рая, так ярко описанное в некоторых  махаянских писаниях, вытеснило из сознания людей нирвану как высшую цель».

У тибетского буддизма есть свои местные особенности. Например, в тибетской «Книге мертвых» рассказывается об участи людей в промежуточном состоянии до их перерождения. Мертвых, как говорится в книге, освещают ярким светом высшей реальности, и тех, кто не может вынести этот свет, ожидает не освобождение, а следующее перерождение.

Итак, ясно, что буддизм так или иначе поддерживает идею бессмертия.

Поклонение предкам в японском синтоизме

Еще до появления в VI веке н. э. буддизма в Японии была своя религия. У этой религии не было названия, и она представляла собой смесь верований,
моральных принципов и обычаев. Однако с появлением буддизма возросла необходимость отделить японскую религию от новой, иноземной. Так появилось название «синто», означающее «путь богов».

Какой же взгляд на потусторонний мир был первоначально в синтоизме? С развитием возделывания рисовых угодий методом сильного увлажнения почвы «потребовались хорошо организованные и крепкие общины,— объясняется в японской энциклопедии «Коданша» («Kodansha Encyclopedia of Japan»),— и со временем появились ритуалы, связанные с сельским хозяйством, которые и стали играть позже значительную роль в синтоизме».

Страх перед отделившимися душами побуждал людей тех древних времен придумывать ритуалы для умиротворения этих душ. Это переросло в почитание духов предков.

Согласно синтоизму, «отделившаяся» душа все еще сохраняет особенности умершего, однако осквернена смертью. Когда родственники совершают поминальные обряды, душа очищается от всякой злобы, становясь спокойной и благожелательной. Со временем дух предка достигает ранга божества, или
покровителя.

Поскольку синтоизм и буддизм — две сосуществующие религии, в синтоизм проникли некоторые учения из буддизма, в том числе учение о рае. Итак, мы увидели, что идея о бессмертии является основополагающей и в синтоизме.

Бессмертие в даосизме и почитание предков в конфуцианстве

Основателем даосизма был Лао-цзы, который жил, как полагают, в Китае в VI веке до н. э. В даосизме целью жизни считается приведение своей деятельности в согласие с Дао — «путем природы». Представления даосов о бессмертии можно выразить следующими словами: «Дао — это руководящий принцип Вселенной. У Дао нет ни начала, ни конца. Живущий в согласии с Дао участвует в нем и становится вечным».

Стремясь слиться с природой, даосы одно время особенно интересовались ее долговечностью и способностью к регенерации. Они думали, что если жить в гармонии с Дао, или «путем природы», то можно познать тайны природы и стать невосприимчивым к повреждениям, болезням и даже смерти.

Даосы пробовали через медитацию, дыхательные упражнения и диету отсрочить старение и смерть. Вскоре появились легенды о бессмертных людях, которые могли ходить по облакам, появляться и исчезать, когда только захотят, которые жили на священных горах или отдаленных островах несчетное число лет, питаясь там росой и волшебными плодами.

Из китайской истории мы узнаем, что в 219 году до н. э. император Цинь Ши-хуанди послал флотилию с 3 000 мальчиков и девочек на поиски легендарного острова Пань-лай — жилища бессмертных людей,— чтобы достать траву бессмертия. Как и следовало ожидать, никакого эликсира они не привезли.

В поисках вечной жизни с помощью алхимии даосы пытались создать пилюли бессмертия. По даосизму, жизнь зарождается при объединении противоположных сил инь и ян (женского и мужского начал).

Поэтому, смешивая расплавленный свинец (темный, то есть инь) с ртутью (светлой, то есть ян), алхимики пытались воспроизвести процесс, происходящий в природе, думая, что именно так они смогут получить пилюлю бессмертия.

К VII веку н. э. буддизм проник в религиозную жизнь Китая. В результате получилась смесь буддийских учений, спиритизма и почитания предков. «Как
буддизм, так и даосизм,— замечает профессор Смарт,— способствовали окончательному формированию учения о загробной жизни, начатки которого
просматривались еще в древнекитайском почитании предков».

Другой известный китайский мудрец VI века до н. э., Конфуций, философия которого стала основанием для конфуцианства, мало что говорил о   потустороннем мире. Он придавал особое значение высокой нравственности и принятому в обществе поведению. Однако он также поддерживал почитание
предков и учил, что необходимо соблюдать все ритуалы, касающиеся духов умерших предков.

Другие религии Востока

В Индии в VI веке до н. э. появился джайнизм. Его основатель, Махавира, учил, что у всякого живого существа есть вечная душа и что спасение души от рабства кармы возможно достичь лишь через крайнее самоотречение, суровую самодисциплину и строгое соблюдение правила не причинять вреда никакому живому существу. До сих пор джайны придерживаются этих предписаний.

В Индии также зародился сикхизм — религия, насчитывающая сегодня 19 миллионов верующих. Эта религия появилась в XVI веке, когда гуру Нанак решил объединить все самое лучшее, что было в индуизме и исламе, и на этом основании создать объединенную религию. Сикхизм перенял индуистские учения о бессмертии души, реинкарнации и карме.

Итак, ясно, что вера в жизнь, которая продолжается после смерти тела, является неотъемлемой частью большинства восточных религий. А что можно сказать в этом отношении о христианстве, иудаизме, а также исламе?

Учение проникает в иудаизм, христианство и ислам

«Религия, помимо прочего, помогает человеку смириться с тем, что однажды он все-таки умрет,— она обещает ему лучшую жизнь после смерти, перерождение или и то, и другое»

Почти каждая религия, обещая жизнь после смерти, опирается на веру в то, что у человека есть душа, которая бессмертна и которая при смерти тела либо переходит в другую сферу бытия, либо переселяется в другое создание.

Как отмечалось в предыдущей главе, вера в человеческое бессмертие является неотъемлемой частью религий Востока с самого начала их существования. Но что можно сказать об иудаизме, христианском мире и исламе? Как учение о бессмертии стало основным и в этих религиях?

Иудаизм вбирает в себя греческие идеи

Корни иудаизма уходят в прошлое примерно на 4000 лет, ко дням Авраама. Начало создания священных еврейских писаний относится к XVI веку до н.
э., а завершение — ко времени Сократа и Платона, которые сформировали теорию бессмертия души. Учат ли эти писания тому, что душа бессмертна?

Ответ мы находим в «Иудейской энциклопедии» («Encyclopaedia Judaica»):

«Лишь в период, последовавший за написанием Библии, появилось ясное и твердое убеждение в том, что душа бессмертна… и [это убеждение] стало одним из краеугольных камней еврейской и христианской веры».

Там также говорится: «В период написания Библии личность считалась чем-то неразделимым. Поэтому между душой и телом не было четкого различия». Евреи древних времен верили в воскресение мертвых, и, как отмечается в энциклопедии, «это явно расходилось с верой в… бессмертие души».

Как же это учение стало «одним из краеугольных камней» иудаизма? На этот вопрос дает ответ история. В 332 году до н. э. Александр Македонский за
удивительно короткое время завоевал бо́льшую часть Ближнего Востока. Когда Александр приехал в Иерусалим, евреи встретили его с распростертыми
объятиями.

По словам еврейского историка I века Иосифа Флавия, они даже показали ему пророчество из книги Даниила, которое было у них уже больше 200 лет и в котором подробно рассказывается о завоеваниях «царя Греции», то есть Александра (Даниил 8:5—8, 21).

Преемники Александра продолжили осуществлять его планы по эллинизации, насаждая во всех частях империи язык, культуру и философию Греции. Это не могло не привести к смешению двух культур — греческой и еврейской.

В первой половине III века до н. э. была начата работа над Септуагинтой — первым переводом Еврейских Писаний на греческий язык. Благодаря ему
многие народы лучше узнали о вере евреев и стали с уважением относиться к ней, а некоторые даже приняли ее.

Евреи же все лучше знакомились с греческими взглядами; некоторые из них даже стали философами, что было для этого народа совершенно новым. Филон Александрийский, живший в I веке н. э., был одним из таких еврейских философов.

Филон с почтением относился к Платону и старался объяснять иудаизм языком греческой философии. «Создав единственное в своем роде сочетание философии Платона с библейской традицией,— объясняется в книге «Небо — история» («Heaven—A History»),— Филон проложил путь будущим христианским [а также иудейским] мыслителям».

И что же думал Филон о душе? В книге далее говорится: «По его мнению, смерть возвращает душу в ее первоначальное, предшествовавшее рождению состояние.

Так как душа принадлежит к духовному миру, жизнь во плоти становится не чем иным, как коротким, часто неприятным, эпизодом». В бессмертие души верили и другие еврейские философы, например: Исаак Израэли, известный еврейский врач X века, и Мозес Мендельсон, философ XVIII века, который был евреем немецкого происхождения.

Сильное влияние на мышление и жизнь евреев оказал также Талмуд — записанный свод так называемого устного закона с последующими к нему
комментариями и объяснениями, составленный раввинами в период со II века н. э. до средних веков. «Раввины, писавшие Талмуд,— отмечается в «Иудейской энциклопедии»,— верили в то, что душа продолжает существовать после смерти».

В Талмуде даже рассказывается о мертвых, которые могут общаться с живыми. «Возможно, под влиянием платонизма,— говорится в «Энциклопедии религии и этики»,— [раввины] поверили в изначальное существование души».

Евреи более позднего времени зашли еще дальше — в мистических книгах Каббалы они учили реинкарнации. В «Новой стандартной иудейской
энциклопедии» («The New Standard Jewish Encyclopedia») об этом веровании говорится: «Сама идея происходит, видимо, из Индии. […]

В Каббале первый раз она появилась в книге Бахир и затем, со времени появления Зохара, стала пользоваться широким признанием среди мистиков и играть важную роль в вере и литературе хасидов».

Сегодня в Израиле перевоплощение рассматривается как учение иудаизма.

Итак, учение о бессмертии души проникло в иудаизм под влиянием греческой философии, и сейчас эта концепция стала общепринятой почти во всех
направлениях иудаизма. А как это учение проникло в христианство?

Христианство перенимает идеи Платона

Истинное христианство берет свое начало от Иисуса Христа. Мигель де Унамуно, известный испанский философ XX века, писал о Христе: «Он, скорее, верил в воскресение плоти, что было привычным для евреев, а не в бессмертие души, которому учил греческий философ Платон…

Доказательства этого можно найти в любой объективно рассматривающей эту тему книге». В заключение он сказал: «Бессмертие души… является догмой языческой философии».

Когда и как эта «догма языческой философии» проникла в христианство? В «Новой британской энциклопедии» («New Encyclopædia Britannica») об этом
говорится:

«С середины II века н. э. христиане, которые были знакомы с греческой философией, почувствовали потребность выражать свою веру с помощью философских понятий, делая это как для своего собственного интеллектуального удовлетворения, так и для обращения образованных язычников. Платонизм оказался для них самой подходящей философией».

На учения христианства в значительной мере повлияли два философа того времени. Одним из них был Ориген (185—254 годы н. э.), а другим — Августин (354—430 годы н. э.).

В «Новой католической энциклопедии» («New Catholic Encyclopedia») о них рассказывается: «Только с появлением Оригена на Востоке, а Августина Блаженного на Западе душу окончательно стали рассматривать как духовную субстанцию и философское понятие». На каком же основании Ориген и Августин составили свои концепции души?

«Ориген был учеником Климента Александрийского, который первым из Отцов открыто перенял у греков понятие о душе»,— говорится в «Новой католической энциклопедии». Идея Платона о душе сильно повлияла на Оригена. «[Ориген] привнес в христианское учение всеобъемлющее представление о душе, которое заимствовал у Платона»,— отмечает теолог Вернер Йегер («The Harvard Theological Review»).

В христианском мире некоторые считают Августина величайшим философом древности. До принятия «христианства» в возрасте 33 лет Августин глубоко
интересовался философией и был неоплатоником.

Приняв новую веру, он не изменил свои неоплатоновские взгляды. «Его влияние можно сравнить с жаром плавильной печи, в которой религия Нового Завета и платоновские традиции греческой философии стали единым сплавом»,— говорится в «Новой британской энциклопедии».

В «Новой католической энциклопедии» признается, что августиновское «учение [о душе], которого придерживались на Западе вплоть до конца XII века, многим обязано… неоплатонизму».

В XIII веке учения Аристотеля становились все более популярными в Европе, главным образом, из-за того, что комментарии арабских мыслителей к его
работам были доступны на латинском языке. Размышления Аристотеля произвели сильное впечатление на католического философа Фому Аквинского.

Благодаря трудам Фомы Аквинского взгляды Аристотеля оказали более сильное влияние на учения церкви, чем взгляды Платона. Однако это ничуть не повлияло на учение о бессмертии души.

Аристотель учил, что душа неотделима от тела и не может существовать сама по себе после смерти; но если, как он считал, в человеке и есть что-то бессмертное, то это может быть лишь абстрактный, безличный интеллект.

Такое представление расходилось с церковным учением о душе, переживающей
смерть тела и затем существующей как отдельная личность. Поэтому Фома Аквинский внес некоторые поправки в объяснения Аристотеля о душе, утверждая, что бессмертие души вполне объяснимо. Таким образом, верование церкви в бессмертную душу не изменилось.

В XIV—XV веках, в ранний период эпохи Возрождения, вновь появился интерес к работам Платона. Знаменитая итальянская семья Медичи даже внесла свой вклад в учреждение во Флоренции академии, чтобы содействовать более тщательному изучению философии Платона. В XVI—XVII веках интерес к
работам Аристотеля заметно охладел.

Реформация XVI века в учение о душе также не внесла никаких изменений. Хотя протестантские реформаторы оспаривали учение о чистилище, они ничего не имели против идеи о вечных муках или вечном блаженстве.

Таким образом, большинство течений христианства придерживаются учения о бессмертии души. По этому поводу один американский философ написал:
«Религия для большинства из нас, по сути, означает бессмертие и ничего больше. Бог — это производитель бессмертия».

Бессмертие и ислам

История ислама начинается с момента провозглашения Мухаммеда пророком, когда ему было 40 лет. Мусульмане верят, что Мухаммед в течение 20—23 лет (примерно с 610 года н. э. до своей смерти в 632 году) получал откровения.

Эти откровения записаны в Коране — священной книге мусульман. Ко времени появления ислама иудаизм и христианство уже переняли платоновскую концепцию души.

Мусульмане считают свою веру венцом тех откровений, которые в прошлом были даны верным евреям и христианам. В Коране цитируются как Еврейские, так и Греческие Писания. Что же касается учения о бессмертии души, то в этом Коран с Писанием расходится.

В Коране сказано, что у человека есть душа, которая остается жить после смерти. Также в нем рассказывается о воскресении мертвых, о дне суда и об окончательной участи, ожидающей душу: или ей жить в райском саду на небесах, или мучиться в огненном аде.

Мусульмане считают, что душа человека переходит в барзак, то есть «преграду»,— «место или состояние, в котором находится человек после смерти и перед тем, как предстать на суд» (Сура 23:99, 100, «The Holy Qur-an», сноска).

Душа все осознает и чувствует, поэтому, если человек был неправедным, на этой стадии его ожидают загробные наказания, а если это был верный человек, он испытывает счастье. Но и верные должны немного пострадать, так как при жизни они тоже совершали грехи. В день суда каждый узнаёт, какое вечное будущее ему определено, и на этом промежуточное состояние заканчивается.

Идея о бессмертии души проникла в иудаизм и христианство под влиянием учений Платона, однако в исламе эта концепция была уже с самого начала. Это
не значит, что со стороны арабских ученых не было никаких попыток соединить мусульманские учения с греческой философией.

По сути, весь арабский мир находился под большим влиянием работ Аристотеля. А знаменитые арабские ученые, например Ибн Сина (Авиценна) и Ибн Рушд (Аверроэс), излагали и развивали свои теории, основываясь на взглядах Аристотеля.

Однако, пытаясь объединить греческое мышление с мусульманским представлением о душе, они создали разные теории. Так, Ибн Сина утверждал, что человеческая душа бессмертна. Ибн Рушд, в свою очередь, выступал против такого взгляда. Несмотря на разные точки зрения, мусульмане продолжают верить в бессмертие души.

Итак, ясно, что иудаизм, христианский мир и ислам — придерживаются учения о бессмертии души.

Где искать ответы?

«Учение о вечных муках не согласуется с верой в то, что Бог любит свои создания. […] Верить в вечное наказание, постигающее душу за ошибки, совершенные ей в течение нескольких лет, и в то, что при этом у нее нет никакой возможности для исправления, означает отвергать голос рассудка»

Подобно индусскому философу Никхилананде, многим сегодня нелегко согласиться с учением о вечных муках. По тем же причинам другим не легко понять такие концепции, как достижение нирваны и слияние с Дао.

Однако идея о бессмертии души породила в религиях как Запада, так и Востока приводящее в замешательство многообразие верований о загробной жизни. Но возможно ли узнать истину о том, что происходит при смерти? На самом ли деле душа бессмертна? Где можно найти ответы на эти вопросы? Здесь

Наука и философия

Можно ли с помощью науки или научного метода исследования найти ответы на вопросы, касающиеся загробной жизни? На основании недавних сообщений о переживаниях тех, кто находился в предсмертном состоянии, или тех, кто ощутил момент «расставания с телом», некоторые исследователи пытались получить более ясное представление о жизни после смерти.

Подводя итоги таких исследований, католический теолог Ганс Кюнг в своей лекции «Смерть — путь к свету?» сказал: «Исследования подобного рода нисколько не подтверждают существование жизни после смерти: они свидетельствуют лишь об ощущениях людей в последние пять минут перед смертью, но не о само́й вечной жизни после смерти».

Затем он добавил: «Вопрос о возможном существовании жизни после смерти очень важен для всех живущих. Если медикам на него ответить не под силу, за ответом следует обратиться к другому источнику».

А философия? Поможет ли она отыскать единственно верный ответ среди множества религиозных представлений о загробной жизни? По словам
британского философа XX века Бертрана Расселла, философское исследование включает в себя «мыслительную деятельность».

Согласно одной энциклопедии («The World Book Encyclopedia»), философия — это «форма исследования, включающая в себя аналитический и критический подходы, а также размышление и толкование».

Что же касается вопроса о загробном мире, философские измышления здесь самые разные: начиная от того, что бессмертие — это лишь что-то желанное, и заканчивая тем, что оно является неотъемлемым правом любого человека.

Единственный источник ответов

Однако есть книга, содержащая правдивые ответы на важные вопросы о жизни и смерти. Это — самая древняя книга: некоторые ее части были составлены около 3500 лет тому назад. Первая часть этой книги была написана за несколько веков до появления первых гимнов индусских писаний, то есть Вед, и примерно за 1000 лет до рождения Будды, Махавиры и Конфуция.

Написание этой книги было завершено в 98 году н. э. — примерно за 500 лет до основания Мухаммедом ислама. Этим единственным в своем роде источником мудрости является Библия.

Из всех книг Библия наиболее точно передает древнюю историю. Библейская история восходит к самому началу существования человеческой семьи и
рассказывает, как мы появились на земле.

Она рассказывает даже о том времени, когда человека еще не было. В этой книге обязательно говорится, как был сотворен человек и что такое душа.

К тому же Библия — это книга пророчеств, исполняющихся с безупречной точностью. Например, в ней очень подробно были предсказаны расцвет и
падение Мидо-Персидской и Греческой мировых держав.

Эти пророчества настолько точны, что некоторые критики пытались доказать,— правда безуспешно,— что эти события были записаны в Библии после того, как они произошли (Даниил 8:1—7, 20—22). Другие библейские пророчества детально
исполняются именно в наше время (Матфея, глава 24; Марка, глава 13; Луки, глава 21; 2 Тимофею 3:1—5, 13).

Ни один человек, даже очень образованный, не может с точностью предвидеть будущее. Это возможно только всемогущему и обладающему абсолютной
мудростью Создателю Вселенной (2 Тимофею 3:16, 17; 2 Петра 1:20, 21).

Несомненно, Библия — это книга от Бога. Поэтому где еще, как не в этой книге,
можно найти правдивое объяснение того, что происходит при смерти. Для начала посмотрим, что говорится в Библии о душе.

Что такое душа согласно Библии?

«И стал человек душею живою» Бытие 2:7

Как мы уже увидели, существует множество различных представлений о душе. Даже у тех, кто утверждает, что основывает свои взгляды на Библии, есть
множество различных идей о том, что такое душа и что происходит с ней при смерти человека. Но что на самом деле говорит Библия о душе? Чтобы это понять, рассмотрим значения еврейского и греческого слов, переведенных в Библии словом «душа».

«Душа» как живое создание

Еврейское слово не́феш, которое переведено словом «душа», встречается в Еврейских Писаниях — еще их принято называть Ветхим Заветом — 754 раза. Что означает не́феш? Согласно «Словарю Библии и религии» («The Dictionary of Bible and Religion»), под этим словом «обычно подразумевается живое существо в целом, вся личность».

Например, в Бытии 2:7 говорится: «Создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою».
Заметьте, что Адам не имел душу — он был душой, точно так же, как ставший доктором, есть доктор. Итак, слово «душа» указывает на всю личность.

Подтверждение такому пониманию можно найти во всех Еврейских Писаниях, в которых встречаются такие выражения, как «если какая душа согрешит» (Левит 4:2), «душа будет делать какое-нибудь дело» (Левит 23:30), «не оставляй в живых ни одной души» (Второзаконие 20:16), «душе его тяжело стало» (Судей 16:16), «доколе будете мучить душу мою?» (Иов 19:2) и «душа моя истаивает от скорби» (Псалом 118:28).

В этих текстах нет и намека на то, что душа призрачна и продолжает жить после смерти. «Выражение „душа любимого человека вознеслась к Господу“, или словосочетание „бессмертная душа“ просто бы не поняли в ветхозаветные времена»,— отмечается в «Словаре Библии и религии».

В Христианских Греческих Писаниях, обычно называемых Новым Заветом, более ста раз встречается греческое слово психе́, переведенное словом «душа». Как и не́феш, это слово часто относится ко всей личности.

Например, рассмотрите следующие тексты: «Душа Моя теперь возмутилась» (Иоанна 12:27); «Был же страх на всякой душе» (Деяния 2:43); «Ни одна душа из вас не погибнет» (Деяния 27:22); «Немногие, то есть, восемь душ, спаслись от воды» (1 Петра 3:20); «Всякая душа да будет покорна высшим властям» (Римлянам 13:1).

И психе, и нефеш определенно относятся ко всей личности. Ученый Найджел Тернер отметил, что под этим словом «подразумевается сам человек, его
физическое тело, в которое Бог вдохнул руа́х [дух]. […] Акцент делается на всей личности».

В Библии слово «душа» относится не только к людям, но и к животным. Например, создавая морских животных, Бог повелел, как мы читаем в Бытии 1:20: «Да произведёт вода пресмыкающихся, душу живую».

Во время следующего творческого дня Бог сказал: «Да произведёт земля душу живую по роду её, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их» (Бытие 1:24; сравните Числа 31:28).

Итак, «душа» может означать любое живое создание: как человека, так и животное.

«Душа» как жизнь

Иногда слово «душа» относится к жизни, которой наделены люди и животные. Это не меняет библейское определение слова «душа», которое означает человека или животное. Иногда о человеке говорят: самое дорогое, что у него есть — это жизнь. Подобным образом, живой человек есть душа. И поскольку речь идет о живом человеке, о его «душе» можно сказать, что она есть у человека.

Например, Бог сказал Моисею: «Умерли все, искавшие души твоей» (Исход 4:19). Понятно, что враги Моисея хотели его убить. В этом смысле слово «душа» употребляется и в приведенных здесь текстах: «Душа наша вместо вас да будет предана смерти» (Иисус Навин 2:14); «Сын… ищет души моей» (2 Царств 16:11); «Праведник печется о душе скота своего» (Притчи 12:10, ПАМ);

«Сын Человеческий… пришел, чтобы… отдать душу Свою для искупления многих» (Матфея 20:28); «Они… не возлюбили души своей даже до смерти» (Откровение 12:11). В каждом из приведенных примеров слово «душа» означает «жизнь».

Итак, слово «душа», когда оно встречается в Библии, относится к человеку или животному, а также означает жизнь, которой наделены люди и животные.

Библейское определение души вполне ясное, последовательное и не обремененное запутывающими философскими учениями и человеческим
суеверием. Но что происходит с душой при смерти? Прежде чем ответить на этот вопрос, нам следует узнать, почему мы умираем.

Почему мы умираем?

Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы…
Подожди немного,
Отдохнёшь и ты
М. Ю. Лермонтов, «Из Гете»

Бог сотворил людей с сильным желанием жить вечно. В Библии ясно говорится, что он «вложил вечность в сердце их» (Екклесиаст 3:11, ПАМ). Однако Бог сделал больше, чем просто наделил людей желанием жить вечно. Он предоставил им также возможность жить вечно.

Наши прародители, Адам и Ева, были созданы совершенными, без единого умственного или телесного недостатка (Второзаконие 32:4). Только представьте: нет хронических болей, страданий, опасений и забот! Кроме того, Бог поселил их в прекрасном райском доме.

Божье намерение состояло в том, чтобы человек жил вечно и чтобы со временем земля была населена его совершенными потомками (Бытие 1:31; 2:15). Почему же тогда мы умираем?

Непослушание привело к смерти

Бог повелел Адаму: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Бытие 2:16, 17). Как видно из этих слов, вечная жизнь гарантировалась Адаму и Еве лишь при условии, что они останутся послушными Богу.

Как это ни печально, но Адам с Евой нарушили закон Бога (Бытие 3:1—6). Таким образом они стали грешными, так как «грех есть беззаконие» (1 Иоанна 3:4). В результате Адам и Ева утратили всякие перспективы на вечную жизнь. Почему? Потому что «возмездие за грех — смерть» (Римлянам 6:23).

Итак, вынося человеку приговор, Бог сказал: «Прах ты и в прах возвратишься». Затем наши прародители были изгнаны из райского дома. В день, в который они
согрешили, для них начался хоть и медленный, но необратимый процесс умирания (Бытие 3:19, 23, 24).  Читать

«Смерть перешла во всех человеков»

Грех глубоко отпечатался в генах Адама и Евы. Следовательно, они уже не могли произвести совершенных потомков, подобно тому как в испорченной форме нельзя отлить качественную деталь (Иов 14:4). Да, любое рождение доказывает, что наши прародители утратили совершенное здоровье и вечную жизнь для себя и своих потомков.

Христианский апостол Павел написал: «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Римлянам 5:12; сравните Псалом 50:7).  Здесь

Сегодня ученые не могут точно сказать, почему люди стареют и умирают. Библия, однако, объясняет, что мы умираем из-за того, что родились грешными, унаследовав такое состояние от наших прародителей. Но что происходит при смерти?

Что происходит с душой при смерти?

«Учение о том, что человеческая душа бессмертна и что она продолжает жить после смерти человека и разложения тела, представляет собой одну из основ христианской философии и теологии»

Однако в том же труде признается, что «представление о душе, которая переживает смерть, найти в Библии нелегко». Чему же тогда на самом деле учит
Библия о том, что происходит с душой при смерти?

Мёртвые находятся в бессознательном состоянии

Состояние мертвых ясно описывается в Екклесиасте 9:5, 10, где мы читаем: «Мертвые ничего не знают… …В могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни
размышления, ни знания, ни мудрости». Следовательно, смерть — это состояние небытия. Псалмопевец писал, что, умирая, человек «возвращается в землю свою; в тот день исчезают все помышления его» (Псалом 145:4).

Итак, мертвые находятся в бессознательном состоянии, в полном бездействии. Вынося Адаму приговор, Бог сказал: «Прах ты, и в прах возвратишься» (Бытие 3:19). До того как Бог сформировал его из праха и вдохнул в него жизнь, Адама не было. Умерев, Адам возвратился в прежнее состояние.

Наказанием для него была смерть — не переход в другую сферу существования.

Душа может умереть

Что случилось с душой Адама, когда он умер? Вспомните, что в Библии слово «душа» часто относится к личности.

Поэтому, говоря, что Адам умер, мы подразумеваем, что умерла душа по имени Адам. Это, может быть, непривычно слышать тем, кто верит в бессмертие души. Однако в Библии говорится: «Душа согрешающая, та умрет» (Иезекииль 18:4). Назореям было сказано «не подходить к мертвому телу» («мертвой душе», НМ) (Числа 6:6). А в Числах 23:10 Валаам сказал: «Да умрет душа моя смертью праведников».

Подобное высказывание о душе мы находим в 3 Царств 19:4 (ПАМ). В крайне подавленном состоянии Илия «просил смерти душе своей».

Также Иона «просил душе своей смерти, и сказал: лучше мне умереть, нежели жить» (Иона 4:8, ПАМ). А Иисус употребил выражение «душу… погубить», которое в переводе под редакцией епископа Кассиана звучит как «душу… убить» (Марка 3:4). Итак, смерть души просто означает смерть человека.

«Выходить» и «возвращаться»

Но что можно сказать о трагической смерти Рахили, которая умерла во время родов второго сына? В Бытии 35:18 мы читаем: «И когда выходила из нее душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя: Бенони. Но отец его назвал его Вениамином».

Доказывают ли эти слова, что от Рахили при смерти отделилась какая-то внутренняя субстанция? Вовсе нет. Вспомните, что слово «душа» может также относиться к жизни, которой наделены люди. Следовательно, здесь под «душой» Рахили просто подразумевается ее «жизнь».

Поэтому в «Современном переводе» слова «выходила из нее душа» переведены как «умерла, рожая». Здесь нет и намека на то, что какая-то таинственная часть Рахили осталась жить после ее смерти.

Тот же принцип применим и к 3-й книге Царств, 17-й главе, где говорится о воскресении сына вдовы. В 22-м стихе мы читаем, что после молитвы Илии
над телом мальчика «услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил». Опять же, слово «душа» означает здесь «жизнь».

Поэтому в «Современном переводе» мы читаем: «Жизнь мальчика вернулась в него, и он ожил». Да, речь шла о жизни, а не о какой-то призрачной душе, которая возвратилась в тело мальчика. Это согласуется с тем, что Илия сказал матери мальчика: «Смотри, сын твой [личность в целом] жив» (3 Царств 17:23).

Дилемма с «промежуточным состоянием»

Многие из тех, кто называет себя христианами, верят в будущее воскресение, во время которого тела́ соединятся с бессмертными душами. Затем воскресшие узнают, что им определено: награда ли за добродетельную жизнь или возмездие за злые дела.

На первый взгляд, эта концепция довольно проста. Однако верящие в бессмертие души затрудняются объяснить, что происходит с душой в период после смерти и до времени воскресения. Да, так называемое «промежуточное состояние» уже столетия вызывает множество предположений.

Некоторые считают, что после смерти душа оказывается в чистилище, где она очищается от простительных грехов, чтобы стать пригодной для небес.

Как мы увидели, душа — это не что иное, как сам человек. Когда умирает человек, умирает душа.

Поэтому после смерти нет никакого сознательного существования. Например, когда умер Лазарь, Иисус Христос не сказал, что его душа попала в чистилище, в преддверие ада, проходила мытарства или испытывала какое-то другое «промежуточное состояние».

Вместо этого Иисус просто сказал: «Лазарь… уснул» (Иоанна 11:11). Ясно, что Иисус, зная истину о состоянии души после смерти, верил, что Лазарь был без сознания, не существовал.

Что такое дух?

В Библии говорится, что при смерти человека «выходит дух его, и он возвращается в землю свою» (Псалом 145:4). Значит ли это, что дух в прямом
смысле освобождается от телесной оболочки и живет после смерти человека? Этого не может быть, так как дальше псалмопевец говорит: «В тот день исчезают все помышления его». Что же такое дух и как он «выходит» из человека в момент смерти?

Встречающееся в Библии слово «дух» (еврейское ру́ах; греческое пне́ума) в основном означает «дыхание». Поэтому вместо выражения «выходит дух его» Р. Э. Нокс в своем переводе в 145-м псалме, 4-м стихе, написал, что «дыхание покидает его тело». Однако слово «дух» означает намного больше, чем только процесс дыхания.

Например, в Бытии 7:22 уничтожение жизней людей и животных во время Всемирного потопа описывается так: «Все, что имело дыхание духа [еврейское ру́ах] жизни в ноздрях своих на суше, умерло». Итак, «дух» может относиться к жизненной силе, которая есть у всех живых созданий — как у людей, так и у животных — и которая поддерживается дыханием.

Рассмотрим такой пример: оборудование работает под действием электрического тока. Когда ток отключают, оборудование перестает работать. После этого ток не становится отдельным механизмом. Также и с человеком: когда он умирает, его дух перестает оживлять клетки его тела. Дух не покидает
тело, чтобы отправиться в другую сферу существования (Псалом 103:29).

Почему же в книге Екклесиаста 12:7 мы читаем, что при смерти человека «дух возвратится к Богу, Который дал его»? Означает ли это, что дух на самом деле летит через пространство к Богу? Ни о чем таком здесь не говорится.

Вспомните, что дух — это жизненная сила. Если жизненная сила покинула человека, только Бог может ее возвратить. Итак, дух «возвращается к Богу» в том смысле, что надежда на будущую жизнь для умершего человека всецело зависит от Бога.  Читать

Только Бог может вернуть дух, или жизненную силу, благодаря которой человек снова сможет жить (Псалом 103:30). Но намеревается ли Бог это сделать?

Подлинная надежда

«С самого рождения человек в любой момент может умереть; и в конечном счете смерть неизбежно становится совершившимся фактом»

Кто может оспорить хорошо знакомую истину, изложенную выше? Человечеству приходится смиряться с ужасной реальностью смерти.

И какими же беспомощными мы чувствуем себя, когда умирает кто-то из наших близких! Такая утрата кажется совершенно невосполнимой. Возможно ли снова встретиться с нашими дорогими близкими, которых забрала смерть? Какая надежда для умерших содержится в Библии? Давайте теперь это обсудим.

«Друг наш… умер»

Это случилось в 32 году н. э. В небольшом селении Вифания, находящемся в трех километрах от Иерусалима, жили Лазарь и его сестры Марфа и Мария.

Они были близкими друзьями Иисуса. Однажды Лазарь тяжело заболел. Его заботливые сестры сразу послали сказать об этом Иисусу, который находился
тогда за Иорданом. Поскольку Иисус любил Лазаря и его сестер, он отправился в Вифанию. По дороге Иисус сказал своим ученикам: «Лазарь друг наш уснул, но Я иду разбудить его». Так как ученики не сразу поняли смысл этих слов, Иисус сказал прямо: «Лазарь умер» (Иоанна 11:1—15).

Когда стало известно, что Иисус подходил к Вифании, Марфа выбежала ему навстречу. Тронутый ее горем, Иисус заверил ее: «Воскреснет брат твой».
Марфа сказала: «Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день». Тогда Иисус сказал ей: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Иоанна 11:20—25).

После этого Иисус пришел к склепу и повелел убрать камень, который был привален ко входу. Помолившись вслух, он сказал громко: «Лазарь, выходи!»
(СоП). И на глазах у всех присутствующих Лазарь вышел. Иисус воскресил Лазаря, то есть вернул к жизни человека, который был мертв уже четыре дня!
(Иоанна 11:38—44).

У Марфы уже была вера в обещанное воскресение (Иоанна 5:28, 29; 11:23, 24). Чудо возвращения Лазаря к жизни еще больше укрепило ее веру, а также вселило веру в других (Иоанна 11:45).

Но что именно подразумевается под «воскресением»? Здесь

«Встанет»

Словом «воскресение» переведено греческое слово ана́стасис, которое буквально означает «встать снова». Греческое слово ана́стасис было переведено еврейским выражением техийа́т хаммети́м, означающим «возвращение мертвых к жизни». Поэтому воскресение — это возвращение человека из безжизненного состояния, воссоздание этой личности со всеми ее особенностями.

Поскольку Иегова Бог обладает безграничной мудростью и совершенной памятью, ему не трудно воскресить человека. Помнить все об умершем — его
качества, прошлое и все особенности его личности — не составляет для Бога большого труда (Иов 12:13; сравните Исаия 40:26).

Кроме того, Иегова является Источником жизни. Поэтому он сможет возвратить человека к жизни с его прежними свойствами и заново сформированным телом.

И как видно из случая с Лазарем, у Иисуса Христа есть как желание, так и способность воскрешать мертвых. (Сравните Луки 7:11—17; 8:40—56.)

Однако библейское учение о воскресении несовместимо с доктриной о бессмертии души. Если бы бессмертная душа продолжала жить после смерти,
никто не нуждался бы в воскресении, или в возвращении к жизни. Марфа, однако, не высказывала никаких мыслей о бессмертной душе, живущей еще где-то после смерти. У нее не было веры в то, что Лазарь уже отправился в какую-то духовную сферу, чтобы продолжать там свое существование.

Напротив, она выразила веру в Божье намерение не оставить от смерти и следа. Она сказала: «Знаю, что встанет — во время Воскресения, в последний День» (Иоанна 11:23, 24, перевод В. Н. Кузнецовой). Лазарь также не рассказывал ни о какой загробной жизни. Рассказать ему было нечего.

Итак, в Библии ясно говорится, что душа умирает и избавлением от оков смерти может быть только воскресение. Но с тех пор, как Адам жил на земле, умерли миллиарды людей. Кто же из них воскреснет и где это произойдет?

«Все, находящиеся в гробах»

Иисус Христос сказал: «Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах [«памятных склепах», НМ], услышат глас Сына Божия, и изыдут» (Иоанна 5:28, 29). Да, Иисус Христос обещал, что все, о ком помнит Иегова, будут воскрешены. Миллиарды людей жили и умерли. О ком из них помнит Бог, чтобы воскресить их из мертвых?

Воскрешены будут те, кто служил Иегове, стремясь идти путем праведности. Однако миллионы других людей умерли, так и не показав, хотят они жить в согласии с Божьими праведными нормами или нет. Они либо ничего не знали о требованиях Иеговы, либо не успели предпринять необходимые изменения.

О таких людях Бог также помнит, и поэтому они будут воскрешены, ведь в Библии мы читаем: «Будет воскресение мертвых, праведных и неправедных» (Деяния 24:15).

Апостолу Иоанну было дано волнующее видение, в котором воскресшие стояли перед престолом Бога. Эту картину он описал следующими словами:

«Отдало море мёртвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мёртвых, которые были в них; и суди́м был каждый по делам своим, и смерть и ад повержены в озеро огненное. Это — смерть вторая» (Откровение 20:12—14).

Подумайте, что это значит! Все мертвые, находящиеся в памяти Бога, будут освобождены из ада, то есть общей могилы человечества (Псалом 15:10; Деяния 2:31).

Затем «смерть и ад» будут повержены в так называемое «озеро огненное», символизирующее окончательное уничтожение. Общей могилы человечества больше не будет.

Воскресение — где?

Небольшое число мужчин и женщин воскреснет к жизни на небе. Там они будут править с Христом как цари и священники, принимая участие в устранении всех последствий смерти, которую человечество унаследовало от первого человека Адама (Римлянам 5:12; Откровение 5:9, 10, СоП).

Согласно Библии, всего их будет 144 000; они избираются из числа последователей Христа, начиная с верных апостолов (Луки 22:28—30; Иоанна 14:2, 3; Откровение 7:4; 14:1, 3).

При воскресении Иегова даст каждому из них духовное тело, чтобы они могли жить на небе (1 Петра 3:18; 1 Коринфянам 15:35, 38, 42—45).

Огромное же число других умерших будет воскрешено к жизни на земле (Псалом 36:29; Матфея 6:10). Какой будет та земля? Сегодняшняя земля полна раздоров, кровопролития, загрязнения и насилия. Если бы мертвые возвратились к жизни на такой земле, вряд ли их счастье продлилось бы долго.

Однако Создатель обещал вскоре устранить нынешнее мировое общество, которым управляет Сатана (Притчи 2:21, 22; Даниил 2:44). Тогда на его место
придет новое общество праведных людей, названное «новой землей» (2 Петра 3:13).

В то время «ни один из жителей не скажет: „я болен“» (Исаия 33:24). Не вспомнится даже предсмертная агония, так как «отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло» (Откровение 21:4). Читать

В обещанном Богом новом мире кроткие поистине «насладятся множеством мира» (Псалом 36:11). Небесное правительство, состоящее из Иисуса Христа и его 144 000 соправителей, постепенно приведет послушное человечество к первоначальному совершенству, которое потеряли наши прародители Адам и Ева. Среди жителей той земли будут и воскресшие (Луки 23:42, 43).

Библия показывает, какую радость испытают семьи благодаря воскресению. Представьте, как радовалась вдова из Наина, когда Иисус, остановив погребальную процессию, воскресил ее сына! (Луки 7:11—17).

Позднее, около Галилейского моря, Иисус воскресил 12-летнюю девочку, после чего ее родители «пришли в великое изумление» (Марка 5:21—24, 35—42; смотрите также 3 Царств 17:17—24; 4 Царств 4:32—37).

Миллионы людей, которые сейчас «спят» в могилах, благодаря воскресению «проснутся» в новом безмятежном мире. Только подумайте, какое замечательное будущее ожидает Томми и бизнесмена, о которых упоминалось в первой главе этой брошюры!

Когда Томми проснется для жизни в Раю на земле, он будет таким, каким его знала мама, но только уже без болезней. Она сможет прикоснуться к нему, крепко обнять его и расцеловать.

Также и бизнесмен из Индии, вместо того чтобы быть обреченным на подобный ловушке почти бесконечный цикл перерождений, имеет замечательную возможность открыть глаза в Божьем новом мире и обнять своих сыновей.

Знание истины о душе, о состоянии умерших и о надежде на воскресение может глубоко повлиять на живущих сегодня людей. Об этом пойдет речь далее.

Важно знать истину о душе

«Познаете истину, и истина сделает вас свободными» Иоанна 8:32

Верования, связанные со смертью и загробным миром, в большой мере зависят от религиозной и культурной среды, в которой вырос человек. Мы увидели, что эти верования очень разнообразны: начиная от убеждения в том, что душа достигает своей окончательной цели только после множества перерождений, и кончая идеей об окончательном суде, на который предстает человек, проживший только одну жизнь.

Следовательно, кто-то, возможно, убежден в том, что после смерти он сливается с высшей реальностью, другой может стремиться к нирване, а есть и такие, кто предвкушает небесное блаженство. Что же из этого является истиной? Поскольку то, во что мы верим, влияет на наши взгляды, поступки и решения, не следует ли нам быть усердными в поисках правильного ответа на этот вопрос?

В самой древней книге, известной людям, в Библии, записана история человечества, включая сообщение о сотворении первой человеческой души.
Учения этой книги не смешаны с философией и традициями людей.

Библейская истина о душе довольно проста: твоя душа — это ты сам; мертвые
полностью прекращают существовать; те же, кто находится в памяти Бога, воскреснут в назначенное им время. Какую пользу может принести вам это
знание?

«Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоанна 8:32). Да, истина освобождает. Но от чего освобождает истина о душе?

Свобода от страха и безысходности

«Большинство людей боятся смерти и стараются не думать о ней»,— говорится в одной энциклопедии («The World Book Encyclopedia»). «На Западе слово „смерть“ превратилось почти что в запретное»,— отмечает один историк. И в некоторых культурах, чтобы выразить мысль о чьей-то смерти, принято использовать выражения «ушёл» или «покинул».

Такой страх перед смертью является, на самом деле, не чем иным, как страхом перед неизвестностью, ведь для большинства людей смерть связана с тайной. Знание же истины о том, что происходит при смерти, может рассеять этот страх.

Давайте рассмотрим, например, настрой, который был у 15-летней Майкэлэн. Она страдала лейкемией, и ее ожидала нелегкая смерть. Ее мать Пола вспоминает: «Майкэлэн не была подавлена мыслью о смерти, потому что она знала, что смерть лишь временна.

Мы много беседовали о Божьем новом мире и о тех, кто будет там воскрешен. У Майкэлэн была сильная вера в Иегову Бога и в воскресение — ни капли сомнения». Надежда на воскресение сделала эту мужественную девочку свободной от подавляющего страха перед смертью.

А как знание истины повлияло на родителей Майкэлэн? «Смерть нашей дочурки была самым горестным событием в нашей жизни,— сказал ее отец Джефф.— Но мы твердо верим в обещание Иеговы воскресить мертвых и с нетерпением ожидаем того дня, когда мы опять сможем крепко обнять нашу дорогую Майкэлэн. Какой же счастливой будет та встреча!»

Да, истина о душе освобождает нас от безысходности в случае смерти близкого человека. Разумеется, ничто не сможет совершенно изгладить боль и горе, если умирает кто-то из наших близких. Однако надежда на воскресение смягчает скорбь, и тогда с болью утраты справляться гораздо легче.

Библейская истина о состоянии умерших также освобождает нас от страха перед ними. Узнав истину об умерших, многие, однажды отягощенные суеверными ритуалами, связанными с умершими, больше не трепещут перед разными заговорами, приметами, амулетами, фетишами, также они не тратят большие средства на умиротворение духов предков и ограждение себя от призраков.

И в самом деле, если мёртвые «ничего не знают», такие занятия не приносят никакой пользы (Екклесиаст 9:5).

Библейская истина о душе действительно внушает доверие и освобождает. Но какая же великолепная надежда на будущее содержится для вас в Библии?

Замечательная перспектива!

«Всякий живущий и верующий в Меня не умрёт вовек» Иоанна 11:26

Когда воскреснут миллионы людей, их возвращение к жизни не произойдет на безлюдной земле (Деяния 24:15). Они проснутся в великолепных условиях: для них уже будут приготовлены жилища, одежда и обилие пищи. Кто же об этом позаботится? Ясно, что те, кто будет жить в новом мире перед началом земного воскресения. Но кто эти люди?

Исполнение библейских пророчеств показывает, что мы живем в «последние дни» этой системы вещей (2 Тимофею 3:1). Очень скоро Иегова Бог вмешается в дела людей и сотрет с лица земли все зло (Псалом 36:10, 11; Притчи 2:21, 22). А что будет с теми, кто верно служит Богу?

Иегова не будет уничтожать праведных вместе с нечестивыми (Псалом 144:20). Он никогда раньше этого не делал, не сделает он этого и при очищении земли от зла. (Сравните Бытие 18:22, 23, 26.)

В последней книге Библии говорится о «великом множестве людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков», которые «пришли от великой скорби» (Откровение 7:9—14).

Да, великое множество переживет великую скорбь, во время которой будет уничтожена сегодняшняя злая система; затем пережившие войдут в Божий
новый мир.

Там послушное человечество сможет в полной мере воспользоваться теми чудесными дарами, которые предусмотрел Бог, чтобы избавить людей от греха и смерти (Откровение 22:1, 2). Поэтому «великому множеству» никогда не придется умирать. Какая же это замечательная перспектива!

Можем ли мы доверять этому удивительному обещанию? Без сомнения, да! Иисус Христос заверил в том, что наступит время, когда люди совсем не будут
умирать. Перед тем, как воскресить своего друга Лазаря, Иисус сказал Марфе: «Всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек» (Иоанна 11:26).

Вы тоже можете жить вечно

Хотели бы вы жить вечно в Раю на земле? Желаете ли вы вновь встретиться со своими близкими? Тогда постарайтесь хорошо узнать волю и намерения Бога. В молитве к Богу Иисус сказал: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Иоанна 17:3). Здесь

Воля Бога состоит в том, «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тимофею 2:3, 4). Сейчас настало время узнать, как вы вместе с миллионами других людей, уже исполняющих Божью волю, сможете жить вечно в Раю на земле. Свидетели Иеговы рады помочь вам больше узнать о Боге и его требованиях. Вы можете встретить их, посетив ближайший к вам Зал Царства.

Понравилась статья, что происходит после смерти, тогда поделись с друзьями в социальных сетях. Желаешь получить больше полезной информации?Подписывайся на новые статьи, а также заказывай интересующую тебя тему или вопрос   Здесь

Здесь Библия онлайн

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
anatolij-lappo.vkrugudruzei.ru
вКругуДрузей.ру — поиск друзей и одноклассников. Нас 17 миллионов!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *